ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3443/2022 от 08.06.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№16-3443/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Краснодар 8 июня 2022 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу защитника ФИО3, действующего в интересах ФКУ ИК-26 УФСИН России по Волгоградской области, на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №97 Волгоградской области мирового судьи судебного участка №95 Волгоградской области от 13 августа 2021 года и решение судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 25 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ ИК-26 УФСИН России по Волгоградской области,

установил:

постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №97 Волгоградской области мирового судьи судебного участка №95 Волгоградской области от 13 августа 2021 года ФКУ ИК-26 УФСИН России по Волгоградской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ) и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 16 773 388 рублей 51 копейка.

Решением судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 25 ноября 2021 года постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №97 Волгоградской области мирового судьи судебного участка №95 Волгоградской области от 13 августа 2021 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО3, действующего в интересах ФКУ ИК-26 УФСИН России по Волгоградской области, ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений и прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет.

Согласно части 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В силу части 1 статьи 307.1 ГК РФ, к обязательствам, возникшим из договора, общие положения об обязательствах применяются, если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ и иных законах, а при отсутствии таких специальных правил - общими положениями о договоре.

Положениями статьи 309 ГК РФ предусмотрено что, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 ГК РФ).

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).

В силу статьи 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

В соответствии со статьями 432, 766 ГК РФ условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.

Из материалов дела усматривается, что между Управлением капитального строительства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (УКС) и Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области» 02 мая 2020 года заключен муниципальный контракт по строительству дошкольного образовательного учреждения детский сад на 120 мест по адресу: (далее Контракт) в рамках реализации муниципальной программы «Жилищно-гражданское строительство» на сумму ФИО5.

Согласно пунктам 1.1, 2.1, 5.1 Контракта и дополнительным соглашениям №1 и №2 от 8 июня 2020 года и 2 октября 2020 года, ФКУ «ИК-26 УФСИН России по Волгоградской области» надлежало в срок до 01 декабря 2020 года выполнить полный комплекс работ с надлежащим качеством по строительству дошкольного образовательного учреждения детский сад на 120 мест по адресу: , в рамках реализации программы «Жилищногражданское строительство».

В ходе проверки исполнения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд, при исполнении государственного оборонного заказа ФКУ «ИК-26 УФСИН России по Волгоградской области», проведенной прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда, установлено, что ФКУ «ИК- 26 УФСИН России по Волгоградской области» в срок - 01 декабря 2020 года, обязательства, предусмотренные пунктами 1.1, 2.1, 5.1 Контракта, не исполнили.

Согласно информации УКС и ФКУ «ИК-26 УФСИН России по Волгоградской области» сумма неисполненных учреждением обязательств на 01 декабря 2020 года составляет .

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 08 июня 2021 года заместителем прокурора Красноармейского района г. Волгограда ФИО4 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ, в отношении ФКУ «ИК-26 УФСИН России по Волгоградской области».

Вместе с тем имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений и прекращения производства по делу.

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 11 частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон от 5 апреля 2013 года) ФКУ ИК-26 УФСИН России по Волгоградской области (далее - Подрядчик) и Управление капитального строительства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, (далее - УКС, Заказчик) 02 мая 2020 заключили муниципальный контракт (далее - Контракт) на выполнение полного комплекса работ по строительству дошкольного образовательного учреждения детский сад (далее по тексту - Объект) на 120 мест по адресу: .

Работы по контракту должны выполняться в соответствии с проектом на строительство детского сада (Приложение №4 к Контракту), а также с утвержденным сводным сметным расчетом (Приложение №1 к Контракту).

В соответствии с условиями Контракта срок выполнения работ до 1 декабря 2020 года (п.2.1 Контракта), срок действия Контракта до 31 декабря 2020 года, а в части возмещения убытков, выплаты неустойки, исполнения гарантийных обязательств - до полного исполнения сторонами своих обязательств по Контракту (п.15.1 Контракта).

В срок предусмотренный Контрактом работы Учреждением не выполнены на сумму , что подтверждается сводным реестром выполнения работ на Объекте (том 1 л.д. 204-207) и сторонами не оспаривалось.

Между тем, мировым судьей и судьей районного суда не учтено следующее.

В ходе судебного разбирательства, Учреждением представлена деловая переписка между заказчиком, подрядчиком и проектной организацией ООО «ИТАЛПРОЕКТ», осуществлявшей авторский надзор за строительством Объекта.

Из переписки между сторонами следует, что при строительстве Объекта выявлены многочисленные несоответствия проектно-сметной документации (далее по тексту - ПСД) по видам и объемам работ, материалам, конструкциям, необходимым для достижения цели Контракта. При этом Заказчиком не отрицался факт того, что указанные обстоятельства ведут к остановке производства работ по вине автора проекта - разработчика ПСД.

В соответствии с письмом от 15 октября 2021 года №83/831 (том 1 л.д.173) Заказчик сообщает, что «.... в связи с некачественной разработкой ПСД. в процессе строительства выявлено несоответствие проектных решений и удорожание материалов, что приводит к срыву сроков проекта «Демография». Просит в срочном порядке откорректировать ПСД и утвердить достоверность корректировки в гос. обл. экспертизе».

Кроме того, письмом от 15 октября 2021 года №83/837 Управление капитального строительства извещает исполнителя проектной документации о том, что «..Идет срыв сроков выполнения строительно-монтажных работ и срыв исполнения федеральной программы «Демография» по вине разработчика ПСД, а именно несоответствия проектных решений и локально-сметных расчетов, отсутствия проработанных строительных узлов. Отсутствие корректировки ПСД и заключения государственной экспертизы ведет к остановке производства работ по вине автора проекта-разработчика».

Об отсутствии проработанных строительных узлов Заказчиком сообщалось и ранее. Так, в письме от 1 октября 2020 года №83/763 до проектной организации доведено, что «...отсутствует проработанный узел крепления монтажа витража, в сметной документации занижена стоимость изготовления светового витража В2, что не позволяет своевременное изготовление и монтаж до начало отопительного сезона до 15 октября 2020 года».

Установленные обстоятельства привели к отказу Подрядчика (Учреждения) от производства работ по устройству зенитного фонаря (светового витража В2) в кровли Объекта, что подтверждается письмом от 5 октября 2020 года №83/786 (том 1 л.д.150).

Изменения в конструктивные решения по устройству кровли объекта, сопровождались необходимостью получения положительного заключения государственной экспертизы проекта в силу закона. Причем такие изменения мог внести только Заказчик.

Техническое задание на внесение изменений в ПСД подготовлено проектной организацией 9 октября 2020 года (т. 1 л.д.144), утверждено УКС 20 января 2021 года, а контракт на проведение экспертизы, последним заключен с проектной организацией лишь 20 мая 2021 года (т. 1 л.д.175-181). Положительное заключение повторной государственной экспертизы проекта выдано 19 ноября 2021 года.

Вышеуказанные обстоятельства были установлены Арбитражным судом Волгоградской области от 6 декабря 2021 года по делу №А12-8486/2021 (Приложение №5 к жалобе).

Между тем, мировым судьей и судьей районного суда, правовой оценки указанным доводам и представленным Учреждением доказательствам не дано. Не были получены доказательства опровергающие эти доводы.

Поскольку вышеуказанное оставлено мировым судьей и судьей районного суда при рассмотрении дела без внимания, постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №97 Волгоградской области мирового судьи судебного участка №95 Волгоградской области от 13 августа 2021 года и решение судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 25 ноября 2021 года подлежат отмене.

В соответствии с пунктом 3 частью 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Между тем, по смыслу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ, составляет 1 год.

После истечения данного срока, согласно положениям статьи 24.5 КоАП РФ, вопрос об ответственности за совершение административного правонарушения (в том числе о наличии или отсутствии в действиях лица, в отношении которого велось производство состава правонарушения), обсуждаться не может.

Исходя из положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности является условием, исключающим дальнейшее рассмотрение дела по существу.

Таким образом, постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №97 Волгоградской области мирового судьи судебного участка №95 Волгоградской области от 13 августа 2021 года и решение судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 25 ноября 2021 года подлежат отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №97 Волгоградской области мирового судьи судебного участка №95 Волгоградской области от 13 августа 2021 года и решение судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 25 ноября 2021 года, отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья