ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3455/20 от 20.08.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№16-3455/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Краснодар 20 августа 2020 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 11 октября 2019 года, решение Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 21 ноября 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 13 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» ФИО1,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 11 октября 2019 года генеральный директор ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 21 ноября 2019 года постановление от 11 октября 2019 года оставлено без изменения.

Решением судьи Краснодарского краевого суда от 13 февраля 2020 года решение Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 21 ноября 2019 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что для ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» отдельного документа для разработки горного отвода не требуется.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно статьи 9 Закона РФ от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах» права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

В силу статьи 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии со статьей 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан, в том числе обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение: условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Статьей 7 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» определено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризированного блока недр.

При предоставлении лицензии на пользование недрами устанавливаются лишь предварительные границы горного отвода. Только после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона «О недрах» орган государственного надзора (Ростехнадзор) или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические положения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является, в том числе, органом государственного надзора.

Постановление Правительства РФ от 03 мая 2012 года № 429 «Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование» регламентирует порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование.

Так в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 03 мая 2012 года № 429 «Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование» описание границ участка недр включается в лицензию на пользование недрами в качестве ее неотъемлемой составной части.

Приказом Ростехнадзора от 01 ноября 2017 года № 461 «Об утверждении требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических положений, плана горного отвода и велению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода» утверждены требования к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода.

В соответствии с приказом Ростехнадзора от 01 ноября 2017 года №461 «Об утверждении требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических положений, плана горного отвода и велению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода», горноотводная документация оформляется структурными подразделениями органа государственного горного надзора, в ведении которых находятся вопросы государственного горного надзора, а случаях, установленных законодательством РФ,- органами исполнительной власти, субъектов РФ, в ведении которых находится вопросы регионального государственного надзора за геологическим изучением рациональным использованием и охраной недр.

Кроме того, требования установленные приказом Ростехнадзора от 1 ноября 2017 года № 461 «Об утверждении требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических положений, плана горного отвода и велению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода», к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливают структуру и содержание проекта горного отвода при обосновании границ горного отвода, форме документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода и ведению реестра горноотводной документации.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в рамках межведомственного взаимодействия сделан запрос в Ростехнадзор о предоставлении сведений о наличии горноотводного акта в уточненных границах у ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора предоставлен ответ, согласно которому материалы для рассмотрения и регистрации проекта горного отвода в уточненных границах для добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения пользователем недр ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» в адрес Северо-Кавказского управления Ростехнадзора не направлялись.

На момент проверки ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» горноотводный акт, удостоверяющий уточнение границы горного отвода (участка недр) в установленном порядке не оформлен, что является нарушением статьи 7 Закона РФ от 21 февраля 1992 года «О недрах».

ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» обладает лицензией КРД 036199ВЭ на право пользования недрами.

При предоставлении лицензии на пользование недрами ЗАО «Сахарный завод Тихорецкий» установлены предварительные границы горного отвода.

ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» на основании лицензии КРД 036199 ВЭ установлен уровень добычи - 4445 куб.м, в сутки.

Участок недр, предоставленный для добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» подлежит федеральному государственному геологическому контролю.

ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» располагает только предварительными границами горного отвода, которые устанавливаются временно при получении лицензии на пользование недрами, а после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта должна быть оформлена документация, удостоверяющая уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), которая в включается в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Кроме того существуют специально утвержденные правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные граница горного отвода, а сам горноотводный акт имеет строго установленную форму.

В соответствии с уставом Общества и должностной инструкцией генерального директора ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» ФИО1, как генеральный директор является единоличным исполнительным органом и несет всю полноту ответственности при руководстве предприятием в соответствии с действующим законодательством.

Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, а судьями, на основании анализа представленных доказательств, сделан правильный вывод о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Факт совершения ФИО1 правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 2 октября 2019 года, копией договора аренды земельных участков несельскохозяйственного назначения, приказом от 20 июня 2017 года, выпиской из ЕГРЮЛ от 16 октября 2019 года. Указанные доказательства оценены судьями на предмет относимости, допустимости и достаточности с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.

Квалификация действий ФИО1 является правильной.

Доводы жалобы о том, что для ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» горный отвод отдельный документ не требуется, не быть могут приняты во внимание, поскольку ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» располагает только предварительными границами горного отвода, которые устанавливаются временно при получении лицензии на пользование недрами. Только после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта должна быть оформлена документация, удостоверяющая уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), которая включается в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Иные доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден. Доказательств, подтверждающих довод о нарушениях, допущенных при проведении обследования, не имеется.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт совершения генеральным директором ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, полагаю, что постановление старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 11 октября 2019 года, решение Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 21 ноября 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 13 февраля 2020 года подлежат оставлению без изменения.

На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 11 октября 2019 года, решение Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 21 ноября 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 13 февраля 2020 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья