ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-3468/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Кемерово 21 июля 2020 года
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу директора ООО «Нергеопром» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю ФИО6 от 28 августа 2019 года № 02-056/2019, решение судьи Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 14 ноября 2019 года и решение судьи Забайкальского краевого суда от 3 февраля 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Нергеопром» (далее - ООО «Нергеопром», Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю ФИО4 от 28 августа 2019 года № 02-056/2019, оставленным без изменения решением судьи Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 14 ноября 2019 года, ООО «Нергеопром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Забайкальского краевого суда от 3 февраля 2020 года постановление и решение изменены, исключено указание на нарушение Обществом пункта 10 лицензионного соглашения. В остальной части принятые по делу акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в кассационный суд, директор ООО «Нергеопром» ФИО1 просит состоявшиеся по делу акты отменить, полагая, что доводы, приведенные в жалобах на постановление и решение судьи районного суда, не получили надлежащей правовой оценки.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с п.10 ч.2 ст.22 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее – Закон о недрах) пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии с ч.2 ст.7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из обстоятельств дела следует, что ООО «Нергеопром» на основании лицензии на пользование недрами ЧИТ 02527 БЭ (далее – лицензия) с целевым назначением для разведки и добычи россыпного золота на месторождении Дарасун, зарегистрированной 02.12.2014, со сроком окончания действия 31.10.2027 осуществляет пользование недрами на участке недр, расположенном в <адрес>.
Согласно Условиям пользования недрами (также лицензия, лицензионное соглашение), являющимся приложением к лицензии, с изменениями к лицензии, зарегистрированными 27.01.2017:
- схема расположения участка недр и описание пространственных границ участка недр содержатся в приложении № 3 к настоящей лицензии (пункт 2 Условий пользования недрами);
- геологическая информация о недрах подлежит представлению пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о недрах (пункт 9.1 Условий пользования недрами);
- пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами (пункт 10 Условий пользования недрами).
В ходе внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Нергеопром», проведенной в период с 17.07.2019 по 13.08.2019 на основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю от 15.07.2019 № 85-Р во исполнение требования прокуратуры Забайкальского края от 28.06.2019 № 07-1-32-2019, установлено, что Общество пользование недрами осуществляет с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, а именно:
- в нарушение п.2 Условий пользования недрами (лицензии) установленные пространственные границы предоставленного в пользование участка недр при разработке месторождения не соблюдены, добыча полезных ископаемых в 2017-2019 гг. осуществлялась вне пространственных границ, установленных лицензией;
- в нарушение п.9.1 Условий пользования недрами (лицензии) предоставление геологической информации о недрах в территориальный фонд геологической информации в предусмотренном порядке не обеспечено, а именно, государственная статистическая отчетность ф.5-гр за 2018 год в ТФГИ предоставлена с нарушением приказа МПР России от 17.08.2016 № 434, предоставлены не соответствующие геолого-маркшейдерской документации данные о движении балансовых запасов в результате разведки, представленные сведения не соответствуют сводной информации по движению запасов при разработке месторождения в 2018 году по вовлеченным в отработку блокам, обоснованной геолого-маркшейдерскими данными о приросте запасов полезного ископаемого;
- в нарушение п.10 Условий пользования недрами (лицензии) установленные законодательством требования по охране недр при ведении связанных с пользованием недрами работ не выполнены: в 2017-2019гг. при разработке месторождения допущено самовольное пользование недрами вне границ, определенных лицензией; опережающее геологическое изучение недр не проводится; разработка месторождения в 2017-2019гг. осуществляется в нарушение утвержденного технического проекта.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 13.08.2019 № НВЗАТ-081-в и послужили основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.7.3 КоАП РФ.
В доказательство вины Общества в совершении вмененного правонарушения административный орган и судебные инстанции правомерно сослались на протокол об административном правонарушении от 13.08.2019, акт проверки от 13.08.2019, лицензию на пользование недрами ЧИТ 02527 БЭ, другие имеющиеся в материалах дела доказательства.
Судья краевого суда, рассматривая жалобу Общества на постановление и решение, пришел к выводу об исключении из объема вмененных нарушений нарушение п.10 лицензионного соглашения (Условий пользования недрами), поскольку названный пункт каких-либо конкретных требований не вводит, дублируя общие положения Закона о недрах, в связи с чем его нарушение не образует нарушение условий лицензии.
Таким образом, вывод о наличии в действиях ООО «Нергеопром» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, является правильным.
Доводы, содержащиеся в жалобах Общества на решение и постановление, были предметом проверки судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Так, судьи пришли к правомерному выводу о том, что подача Обществом заявок в Центрсибнедра на расширение пространственных границ участка недр не исключает вину ООО «Нергеопром» в совершении вмененного правонарушения, поскольку в отсутствие надлежаще оформленных разрешительных документов Общество не вправе было вести добычу полезных ископаемых вне пространственных границ, установленных лицензией.
Доводы о допущенных в ходе производства по делу процессуальных нарушениях основанием для отмены состоявшихся по делу актов не являются.
Судья районного суда и судья краевого суда верно не усмотрели нарушений при составлении протокола об административном правонарушении в день составления акта проверки, что не противоречит примечанию к ст.28.1 и ст.28.5 КоАП РФ. При этом верно указали, и материалами дела подтверждено, что с актом проверки защитник Общества, участвовавший в составлении протокола, был ознакомлен, о чем сделал соответствующую запись в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дела об административном правонарушении».
Извещение о составлении протокола об административном правонарушении, направленное в адрес Общества 12.08.2019, то есть до составления акта проверки, не свидетельствует о существенном процессуальном нарушении, не позволившем всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы о ненадлежащем извещении законного представителя Общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по мотивам того, что извещение от 12.08.2019 не содержало информации о факте, в связи с которым составляется протокол; защитник при составлении протокола участвовал на основании общей доверенности, а не доверенности, выданной для участия по конкретному делу, обоснованно отклонены судебными инстанциями.
Вопреки приведенным доводам уведомление о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении, направленное в адрес Общества электронной связью 12.08.2019, содержит указание о том, что протокол будет составлен об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ по факту пользования недрами с нарушением условий лицензии ЧИТ 02527 БЭ, предусмотренных п.п.2, 9.1, 19 лицензионного соглашения. При таких обстоятельствах участие защитника в составления протокола об административном правонарушении правомерно расценено как свидетельствующее о надлежащем извещении законного представителя ООО «Нергеопром» о составлении протокола.
Рассмотрение дела об административном правонарушении ранее истечения 15-дневного срока для представления возражений на акт проверки о каком-либо процессуальном нарушении не свидетельствует, поскольку КоАП РФ не содержит нормы, ставящей рассмотрение дела в зависимость от истечения указанного срока, и не исключает вину Общества в совершении вмененного правонарушения.
Вместе с тем, вывод о нарушении Обществом п.9.1 Условий пользования недрами является ошибочным.
Протоколом об административном правонарушении в вину Обществу вменено представление государственной статистической отчетности ф.5-гр за 2018 год в территориальный фонд геологической информации с нарушением п.5 Порядка представления государственной отчетности пользователями недр, осуществляющими разведку месторождений и добычу полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, утвержденного приказом МПР России от 17.08.2016 № 434, выразившимся в несоответствии геолого-маркшейдерской документации данных о движении балансовых запасов в результате разведки.
Форма № 5-гр, предусмотренная названным Порядком, представляет собой "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" и является государственной отчетностью пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу полезных ископаемых, представляемую в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды. В соответствии с абз.3 п.5 Порядка государственная отчетность должна быть документированной и соответствовать данным геологической и маркшейдерской документации - для твердых полезных ископаемых.
Вместе с тем, п.9.1 Условий пользования недрами предусматривает обязанность пользователя недрами по представлению геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о недрах.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.27 Закона о недрах под геологической информацией о недрах понимаются информация о геологическом строении недр, о находящихся в них полезных ископаемых (в том числе о специфических минеральных ресурсах, подземных водах), об условиях их разработки, иных качествах и особенностях недр (в том числе о подземных полостях естественного или искусственного (техногенного) происхождения), данные наблюдений, полученные при осуществлении предусмотренных настоящим Законом видов пользования недрами, при охране недр, при использовании отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, при осуществлении в соответствии с другими федеральными законами видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, и представленные на бумажном или электронном носителе либо на иных материальных носителях (в образцах горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и на иных материальных носителях первичной геологической информации о недрах).
Геологическая информация о недрах подразделяется на первичную геологическую информацию о недрах и интерпретированную геологическую информацию о недрах.
Порядок представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации утвержден приказом МПР от 04.05.2017 № 216 и так же предполагает представление первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах.
Таким образом, геологическая информация о недрах не является сведениями о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых. Форма № 5-гр является формой федерального статистического наблюдения в целях создания официальной статистической информации об экономических процессах.
Представление государственной статистической отчетности ф.5-гр с нарушением п.5 Порядка представления государственной отчетности пользователями недр, осуществляющими разведку месторождений и добычу полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, утвержденного приказом МПР России от 17.08.2016 № 434, не образует нарушение п.9.1 Условий пользования недрами, в связи с чем нарушение данного пункта подлежит исключению из объема нарушений, вмененных ООО «Нергеопром».
Наказание Обществу назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Доводы жалобы о признании правонарушения малозначительным, о снижении размера административного штрафа получили надлежащую оценку в судебных актах, при этом судьи пришли к обоснованным выводам о том, что правонарушение с учетом его характера и степени общественной опасности, выражающихся в пользовании участком недр, находящимся в государственной собственности, с нарушением условий лицензии, вне пространственных границ, установленных лицензией, не может быть признано малозначительным; исключительных обстоятельств, предусмотренных ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ для снижения административного штрафа, по делу не установлено.
Не установлено таких обстоятельств и при рассмотрении кассационной жалобы Общества.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю ФИО4 от 28 августа 2019 года № 02-056/2019, решение судьи Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 14 ноября 2019 года и решение судьи Забайкальского краевого суда от 3 февраля 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Нергеопром» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив из них указание на нарушение обществом с ограниченной ответственностью «Нергеопром» пункта 9.1 Условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии на пользование недрами ЧИТ 002527 БЭ.
В остальной части принятые по делу акты оставить без изменения.
Жалобу директора ООО «Нергеопром» ФИО1 удовлетворить частично.
Судья Л.Ю. Ковалюк