ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3480/20 от 05.06.2020 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ФИО1 КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-3480/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

5 июня 2020 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И. изучив жалобу защитника Красноперова Д.В., действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания», на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 5 Устиновского района г. Ижевска Удмуртской Республики от 21 ноября 2019 года, решение судьи Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 4 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Устиновского района г. Ижевска Удмуртской Республики от 21 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 4 февраля 2020 года, общество с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания» (далее - ООО «Городская УК», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Красноперов Д.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении ООО «Городская УК» по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2013 года № 608 утвержден Порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств (далее - Порядок).

Согласно пунктам 1, 2 Порядка контроль за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Удмуртской Республики, и контроль за обеспечением сохранности этих средств осуществляет Государственная жилищная инспекция при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.

Контроль осуществляется в отношении владельцев специальных счетов, а также регионального оператора в отношении средств на капитальный ремонт, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт на счете регионального оператора (пункт 3 Порядка).

Предметом контроля является соблюдение владельцами специальных счетов и региональным оператором требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Удмуртской Республики от 22 октября 2013 года № 64-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике», региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Удмуртской Республики, и краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта в части целевого использования средств фондов капитального ремонта и обеспечения сохранности этих средств (пункт 4 Порядка).

Согласно пункту 5 Порядка контроль осуществляется инспекцией посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что старшим государственным жилищным инспектором отдела контроля за формированием фонда капитального ремонта и расчетами платы в адрес ООО «Городская УК» по результатам проведенной проверки было выдано предписание от 2 июля 2019 года № 03/4-05/108 о выполнении в срок до 6 сентября 2019 года следующих мероприятий: перечислить денежные средства в размере 602 492,78 рублей, уплаченные собственниками помещений в качестве взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> на специальный счет в ПАО «Банк ВТБ».

Предписание от 2 июля 2019 года ООО «Городская УК» было исполнено частично, на вышеуказанный счет 26 августа 2019 года перечислено 318 237 руб. 85 коп.

Данное обстоятельство послужило основанием для составления 11 октября 2019 года в отношении ООО «Городская УК» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Неисполнение предписания от 2 июля 2019 года в срок до 6 сентября 2019 года повлекло за собой привлечение юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании постановления мирового судьи от 27 ноября 2019 года, с законностью которого согласился судья Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 11 октября 2019 года (л.д.1-3); распоряжением о проведении проверки от 29 апреля 2019 года (л.д.98, 99); актом проверки от 3 июня 2019 года (л.д. 66-70); предписанием от 2 июля 2019 года (л.д.26); актом проверки исполнения предписания от 1 октября 2019 года (л.д.7,8); и другими материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из содержания части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент вынесения предписания) фонд капитального ремонта образуется за счет взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме, пеней, уплаченных собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходов, полученных от размещения средств фонда капитального ремонта, кредитных и (или) иных заемных средств, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 3 той же статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

Владельцем специального счета может быть:

1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса;

2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;

3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления (часть 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме (часть 4 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> Республики от 13 мая 2015 года ООО «Городская УК» избрано в качестве управляющей организации и назначено владельцем специального счета, открытого в открытом акционерном обществе «МДМ Банк», на котором собственники многоквартирного дома формируют фонд капитального ремонта.

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №19 от 16 ноября 2017 года собственниками помещений было принято решение о закрытии ранее открытого счета и выборе ПАО «Банк ВТБ» кредитной организацией, в которой будет открыт специальный счет, а также о выборе ООО «Городская УК» владельцем специального счета.

24 января 2018 года ООО «Городская УК» в ПАО «Банк ВТБ» для формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном <адрес> Республики был открыт специальный счет .

Из материалов дела установлено, что ООО «Городская УК» являясь владельцем специального счета обязано было осуществлять правомочия по начислению собственникам многоквартирного дома взносов на капитальный ремонт и изготовлению платежных документов в таком порядке, который бы обеспечивал выполнение требований статей 36.1, 170, 171, 174, 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, в части, связанной с поступлением уплаченных собственниками МКД взносов на капитальный ремонт исключительно на открытый для этих целей специальный счет.

ООО «Городская УК» не обеспечило сохранность денежных средств, составляющих фонд капитального ремонта общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома на сумму 602 493 рубля 78 копеек.

В связи с чем вынесенное предписание от 2 июля 2019 года в адрес ООО «Городская УК» о перечислении денежных средств в размере 602 493 рубля 78 копеек, уплаченных собственниками жилых помещении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> Республики в качестве взносов на капитальный ремонт, на специальный счет является законным, направлено на устранение допущенных нарушений при формировании фонда капитального ремонта.

Предписание инспекции соответствует требованиям законности и исполнимости, нарушений порядка проведения проверки не установлено.

Доводы жалобы о незаконности предписания, а также о том, что требование предписания о перечислении денежных средств на специальный счет выходит за сроки исковой давности, являлись предметом рассмотрения судей первой и второй инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.

Вопреки доводам жалобы предписание не содержит требований гражданско-правового характера, поскольку не направлено на исполнение каких-либо договорных обязательств, а связано с исключительно с понуждением ООО «Городская УК» к совершению действий по устранению нарушений, допущенных последним при исполнении возложенных законом обязанностей по формированию фонда капитального ремонта многоквартирного дома.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание административного органа об устранении нарушений законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Действия ООО «Городская УК» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах оснований не согласиться с выводами судей судебных инстанций о наличии в действиях ООО «Городская УК» состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу судебных актов не является.

Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.

Ссылки на судебную практику не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых актов по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел об административных правонарушениях судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.

Постановление о назначении ООО «Городская УК» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ООО «Городская УК» согласно санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или безусловную отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 5 Устиновского района г. Ижевска Удмуртской Республики от 21 ноября 2019 года, решение судьи Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 4 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания» оставить без изменения, а жалобу защитника Красноперова Д.В., действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания», - без удовлетворения.

Судья Е.И. Матыцина