ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3484/2021 от 30.07.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-3484/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Саратов 30 июля 2021 года

Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Переверзева И.Н., рассмотрев жалобу Гориной Галины Витальевны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 73 Советского судебного района г. Тулы от 22 декабря 2020 года, решение судьи Советского районного суда г. Тулы от 2 февраля 2021 года, вынесенные в отношении начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства главного управления администрации г. Тулы по Советскому территориальному округу Гориной Галины Витальевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка № 73 Советского судебного района г. Тулы от 22 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Тулы от 2 февраля 2021 года, начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства главного управления администрации г. Тулы по Советскому территориальному округу Горина Г.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Горина Г.В. просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Прокурор г. Тулы, ФИО10, уведомленные в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на нее не представили.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) данный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно пунктам 5, 6 статьи 2 Закона № 294-ФЗ мероприятие по контролю – действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности, по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов и перевозимых указанными лицами грузов.

Проверка – совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленными муниципальными правовыми актами.

В соответствии со статьей 3 Закона № 294-ФЗ основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

- презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

- проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц.

Согласно части 5 статьи 10 Закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а», «б» и «г» пункта 2, пункте 2.1 части 2 данной статьи, органами государственного контроля (надзора) после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктами 1.1, 3.1, 3.4.7.13, 5,3 Положения о главном управлении администрации города Тулы по Советскому территориальному округу, утвержденного решением Тульской городской Думы от 27 июня 2012 года № 47/1001, главное управление администрации города Тулы по Советскому территориальному округу (далее – главное управление) является территориальным органом администрации города Тулы (далее – администрация). Основной задачей главного управления является обеспечение на территории Советского территориального округа решений администрации по обеспечению жизнедеятельности территории Советского территориального округа и удовлетворение потребностей жителей Советского территориального округа. Главное управление организует прием населения Советского территориального округа, рассмотрение жалоб, заявлений, предложений граждан, принимает по ним необходимые меры в пределах своей компетенции. За действия или бездействие, результатом которых стало нарушение законных прав и свобод юридических и физических лиц, муниципальные служащие и работники главного управления несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

В соответствии с должностной инструкцией начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства главного управления администрации города Тулы по Советскому территориальному округу Гориной Г.В. ее основными обязанностями являются: осуществление обследования территории Советского округа на предмет выявления и устранения физическими и юридическими лицами нарушений правил благоустройства; организация на территории Советского территориального округа мероприятий по охране окружающей среды; исполнение иных обязанностей в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Тульской области, нормативно правовыми актами Российской Федерации, Тульской области и муниципальными правовыми актами муниципального образования город Тула, поручениями главы администрации города Тулы, курирующего заместителя главы администрации города, руководителя аппарата администрации города, начальника главного управления по Советскому территориальному округу.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 28 сентября 2020 года начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства главного управления администрации города Тулы по Советскому территориальному округу Горина Г.В. совершила самоуправство, а именно: 28 сентября 2020 года совместно с главным специалистом отдела жилищно-коммунального хозяйства ФИО5, главным специалистом отдела по работе с населением и общественностью ФИО6, с привлечением специалиста Управления Роспотребнадзора по Тульской области ФИО7, представителя УК «Жилхоз» ФИО8 провела обследование помещений по адресу: <адрес>, используемых индивидуальным предпринимателем ФИО10 при осуществлении деятельности по предоставлению гостиничных услуг на соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, по результатам которого составлен акт комиссионного обследования. В нарушение требований статей 2, 3 Закона № 294-ФЗ, Положения о главном управлении администрации города Тулы по Советскому территориальному округу Горина Г.В. фактически провела внеплановую выездную проверку индивидуального предпринимателя Колбанова А.Э. на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении предпринимательской деятельности по предоставлению гостиничных услуг в гостинице «Виктория» по адресу: <адрес> отсутствие полномочий на проведение проверки.

Факт совершения начальником отдела жилищно-коммунального хозяйства главного управления администрации города Тулы по Советскому территориальному округу Гориной Г.В. административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается собранными по данному делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 3-8); распоряжением Главы администрации г. Тулы о переводе Гориной Г.В. на должность муниципальной службы начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства главного управления администрации города Тулы по Советскому территориальному округу от 17 сентября 2018 года № 2/842-р (л.д. 14); должностной инструкцией начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства главного управления администрации города Тулы по Советскому территориальному округу (л.д. 15-21); коллективным заявлением от 7 сентября 2020 года жителей <адрес> о проверке законности открытия гостиницы «Виктория» (л.д. 32); актом комиссионного обследования от 28 сентября 2020 года (л.д. 39).

Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние Гориной Г.В., допустившей описанное выше нарушение, квалифицировано по статье 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями подлежащего применению законодательства.

При таких обстоятельствах действия Гориной Г.В. были правильно квалифицированы по статье 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Горина Г.В. указывает на то, что акт комиссионного обследования от 28 сентября 2020 года был подписан ею в части, касающейся состояния придомовой территории и общедомовых инженерных коммуникаций; акт проведенного обследования помещений гостиницы «Виктория» не является актом проверки, поскольку не соответствует типовой форме, установленной Законом № 294-ФЗ; в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении дана неверная оценка показаниям свидетелей ФИО9 и ФИО8; не проверены обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного правонарушения.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу об административном правонарушении, обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в состоявшихся по делу судебных актах, установленные обстоятельства и выводы о виновности Гориной Г.В. в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых судебных актов.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств и имеющихся доказательств, не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление о привлечении Гориной Г.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Гориной Г.В. в пределах санкции статьи 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения и являющихся основанием для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировым судьей, а также судьей районного суда не установлено.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции

постановила:

постановление мирового судьи судебного участка № 73 Советского судебного района г. Тулы от 22 декабря 2020 года, решение судьи Советского районного суда г. Тулы от 2 февраля 2021 года, вынесенные в отношении начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства главного управления администрации г. Тулы по Советскому территориальному округу Гориной Галины Витальевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Гориной Галины Витальевны - без удовлетворения.

Заместитель председателя суда И.Н. Переверзева