ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3506/20 от 09.06.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-3506/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Саратов 9 июня 2020 года

Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Переверзева И.Н., рассмотрев жалобу Русалевой Н.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Дивеевского судебного района Нижегородской области от 30 декабря 2019 года, решение судьи Дивеевского районного суда Нижегородской области от 23 января 2020 года, вынесенные в отношении Русалевой Н.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка Дивеевского судебного района Нижегородской области от 30 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Дивеевского районного суда Нижегородской области от 23 января 2020 года, Русалева Н.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Русалева Н.С. просит отменить названные акты, вынесенные в отношении нее по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приводя доводы об их незаконности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Русалевой Н.С. к административной ответственности) невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, указанные в пункте 1 данной статьи, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом, федеральными законами.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Русалевой Н.С. к административной ответственности на основании части 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о неисполнении названным лицом в установленный срок законного предписания от 8 октября 2018 года , выданного государственным инспектором Ардатовского, Вознесенского, Дивеевского и Первомайского районов по использованию и охране земель. Согласно данному документу в срок до 8 апреля 2019 года Русалевой Н.С. надлежало устранить допущенное нарушение, выразившееся в том, что на земельном участке по адресу: <адрес>, Русалева Н.С. не оформила правоустанавливающие документы на самовольно занятую часть земельного участка, не освободила указанную часть земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> от установленного ею забора.

Определением заместителя главного государственного инспектора Ардатовского, Вознесенского, Дивеевского и Первомайского районов по использованию и охране земель от 18 июля 2019 года срок устранения требований земельного законодательства по предписанию от 8 октября 2018 года был продлен до 8 октября 2019 года.

Указанные обстоятельства, послужившие основанием для составления в отношении Русалевой Н.С. протокола об административном правонарушении и вынесения обжалуемых актов, подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, распоряжением органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки гражданина от 18 сентября 2019 года, предписанием об устранении нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 8 октября 2018 года , актом проверки соблюдения земельного законодательства органом государственного надзора гражданина от 31 октября 2019 года, определением о продлении срока выполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 18 июля 2019 года и иными представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия Русалевой Н.С. квалифицированы по части 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Доводы жалобы, в том числе об отсутствии в действиях Русалевой Н.С. состава административного правонарушения, наличии спора о материальных правах на земельный участок, являлись предметом рассмотрения мирового судьи и судьи районного суда и направлены на переоценку установленных судьями фактических обстоятельств дела и исследованных доказательств.

Указанные доводы не опровергают наличие в действиях Русалевой Н.С. субъективной и объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.

Материалы дела свидетельствуют о том, что Русалева Н.С. не приняла все зависящие от нее меры по надлежащему выполнению предписания государственного инспектора Ардатовского, Вознесенского, Дивеевского и Первомайского районов по использованию и охране земель об устранении нарушения земельного законодательства в установленный срок и обоснованно привлечена к административной ответственности по части 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что предписание от 8 октября 2018 года должностного лица вынесено уполномоченным на то органом, изложенные в нем требования основаны на законе.

Законность выданного должностным лицом предписания от 8 октября 2018 года подтверждена вступившим в законную силу решением Дивеевского районного суда Нижегородской области от 14 марта 2019 года (л.д. 82-85,94-100).

Из доводов поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Невыполнение Русалевой Н.С. в установленный срок предписания должностного лица об устранении нарушения земельного законодательства установлено и доказано в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.

Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты судебными инстанциями и не ставят под сомнение наличие в деянии Русалевой Н.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей назначено Русалевой Н.С. в соответствии с требованиями частей 2.2 и 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом конкретных обстоятельств дела, является минимальным, справедливым и соразмерным содеянному.

Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции

постановила:

постановление мирового судьи судебного участка Дивеевского судебного района Нижегородской области от 30 декабря 2019 года, решение судьи Дивеевского районного суда Нижегородской области от 23 января 2020 года, вынесенные в отношении Русалевой Н.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Русалевой Н.С. - без удовлетворения.

Заместитель председателя суда И.Н. Переверзева