ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3506/2022 от 19.08.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-3506/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 19 августа 2022 года

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу Удалова Юрия Владимировича на вступившие в законную силу постановление начальника Госжилинспекции Республики Коми по г.Вуктыл от 9 ноября 2021 года, решение судьи Вуктыльского городского суда Республики Коми от 6 декабря 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 12 января 2022 года, вынесенные в отношении директора ООО «Управляющая компания «Дом+» Удалова Юрия Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением начальника Госжилинспекции Республики Коми по г.Вуктыл от 9 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Вуктыльского городского суда Республики Коми от 6 декабря 2021 года и решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 12 января 2022 года, директор ООО «Управляющая компания «Дом+» Удалов Юрий Владимирович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Удалов Ю.В. ставит вопрос об отмене принятых по делу актов как незаконных и необоснованных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, исследуются доказательства по делу. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Однако в ходе рассмотрения настоящего дела судебными инстанциями вышеуказанные требования закона выполнены не были.

Так, административная ответственность по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.

Постановлением должностного лица и судебными инстанциями установлено, что прокуратурой г.Вуктыла проведена проверка законодательства в жилищно-коммунальной сфере в части управления многоквартирными домами, в ходе которой установлено следующее.

В соответствии с ч.1,1.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда далее - Правила).

По поручению прокуратуры Республики Коми ГЖИ по г.Вуктылу проведена проверка многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «Управляющая компания Дом+», к прохождению отопительного сезона 2021-2022 гг., в ходе которой выявлены нарушения п. 4.7.1, 4.7.2., п. 4.8.12, п.2.6.5., п.2.6.13, 4.1.З., п.4.10.2.1 Правил, которыми предусмотрено следующее:

Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:

исправное состояние окон, дверей и световых фонарей;

нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей;

Неисправности заполнений оконных и дверных проемов:

неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.

Входные двери должны иметь плотные притворы, уплотняющие прокладки, самозакрывающие устройства (доводчики, пружины), ограничители хода дверей (остановы).

4.10.2.1. Организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).

2.6.5. Подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).

В летний период должны быть проведены следующие работы:

б) по тепловым сетям - промывка систем, ревизия арматуры, устранение постоянных и периодических засорений каналов, восстановление разрушенной или замена недостаточной тепловой изоляции труб в камерах, подземных каналах и подвалах (технических подпольях);

в) по тепловым пунктам - ревизия арматуры и оборудования (насосов, подогревателей и др.);

г) по системам отопления и горячего водоснабжения - ревизия кранов и другой запорной арматуры расширителей и воздухосборников, восстановление разрушенных или замена недостаточной тепловой изоляции труб в лестничных клетках, подвалах, чердаках и в нишах санитарных узлов. При наличии непрогрева радиаторов следует провести их гидропневматическую промывку. По окончании всех ремонтных работ весь комплекс устройств по теплоснабжению подлежит эксплуатационной наладке во время пробной топки;

В частности, в многоквартирном в 1 подъезде на 1 двери неплотный притвор (пружина не притягивает плотно дверь); в 4 подъезде на 1 двери неплотный притвор (пружина не притягивает плотно дверь); в техничеком подполье тепловой узел не оборудован схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, конструкциям с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах (наполнении, подпитке, спуске воды из систем отопления и др.); ремонт отмостки не выполнен;

В многоквартирном во 2 подъезде на 1 двери неплотный притвор; в 6 подъезде доводчик на 1 двери неисправен; в техподполье тепловой узел не оборудован контрольно-измерительными приборами (КИП), схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, конструкциями с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах (наполнении, подпитке, спуске воды из систем отопления и др.), ревизия ХВС, ГВС не выполнена, ремонт отмостки не выполнен;

В многоквартирном обшивка 1 двери оторвана, разрушение площадки крыльца; в техническом подполье тепловой узел не оборудован схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, конструкциями с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах (наполнении, подпитке, спуске воды из систем отопления и др., затопление подвала канализационными стоками течь канализации по зачеканке, ревизия ГВС, ХВС не выполнена, течь по фланцу запорной арматуры в тепловом узле.

В многоквартирном в 1 подъезде герметизация примыкания козырька не выполнена, в 4 подъезде выбоины площадки перед входом в подъезд; в 5 подъезде на 2 двери неплотный притвор в верхней части; в 6 подъезде выбоины на 2-х ж/б площадках входа в подъезд; в 5 подъезде на 1 двери неплотный притвор в верхней части, в 6 подъезде выбоины на 2-х ж/б площадках входа в подъезд; на 2 двери неплотный притвор в верхней части; в техническом подполье тепловой узел частично не оборудован контрольно- измерительными приборами (КИП), схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, конструкциями с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах (наполнении, подпитке, спуске воды из систем отопления и др.), не выполнена ревизия 2 задвижек.

Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» определены лицензионные требования к лицензиату, в частности соблюдение требований, предусмотренных ч. 2,3 ст.161 ЖК РФ, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, к которым также относится соблюдение организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

ООО «Управляющая компания Дом +» осуществляет управление данными многоквартирными домами.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ директором ООО «УК Дом+» является ФИО1.

Местом совершения административного правонарушения является – фактическое местонахождение ООО «УК Дом+».

Совершенное административное правонарушение является длящимся, в связи с чем время его совершения – дата выявления, то есть 14.09.2021 года.

Как следует из материалов дела, Удалов Ю.В. оспаривал обстоятельства вмененного ему правонарушения.

Вместе с тем, в постановлении должностного лица отсутствуют исследование и оценка доказательств, на основании которых установлено событие вмененного Удалову Ю.В. административного правонарушения, в том числе время совершения такового.

Судьей городского суда в качестве доказательства указан составленный начальником Госжилинспекции по г.Вуктылу акт проверки от 15 сентября 2021 года, на основании которой 5 октября 2021 года и.о.прокурора г.Вуктыл вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «УК «Дом+» Удалова Ю.В. по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, как следует из вышеназванного постановления прокурора административное правонарушение было выявлено в ходе проверки, проведенной прокуратурой г.Вуктыла, а временем правонарушения указана дата 14 сентября 2021 года.

При этом какие-либо документы, составленные по результатам проверки, проведенной органом прокуратуры в указанную дату, в материалах дела не представлены.

Судьей Верховного Суда Республики Коми в нарушение требований статей 24.1, 26.2, 26.11, пункта 8 части 2 статьи 30.6, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка данным обстоятельствам не дана, допущенные недостатки не восполнены, имеющиеся в вынесенных по делу актах противоречия не устранены.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 настоящего Кодекса является основанием для отмены решения судьи Верховного Суда Республики Коми от 12 января 2022 года, вынесенного в отношении директора ООО «УК «Дом+» Удалова Юрия Владимировича и возвращения жалобы Удалова Ю.В. на постановление должностного лица и решение судьи городского суда на новое рассмотрение, в ходе которого подлежат исследованию иные доводы жалобы.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 12 января 2022 года, вынесенное в отношении директора ООО «УК «Дом+» Удалова Юрия Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Жалобу Удалова Ю.В. на постановление начальника Госжилинспекции Республики Коми по г.Вуктыл от 9 ноября 2021 года и решение судьи Вуктыльского городского суда Республики Коми от 6 декабря 2021 года возвратить в Верховый Суд Республики Коми на новое рассмотрение.

Судья Третьего кассационного суда

общей юрисдикции Е.А. Широкова