ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3523/2021 от 11.10.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-3523/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 11 октября 2021 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу директора Хабаровского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» Шашкова П.М. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска от 5 февраля 2021 года, решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 26 апреля 2021 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 20 июля 2021 года в отношении Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением начальника отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска от 5 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 26 апреля 2021 года и решением судьи Хабаровского краевого суда от 20 июля 2021 года, юридическое лицо - Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее - ФГКУ Росгранстрой) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, директор Хабаровского филиала ФГКУ Росгранстрой Шашков П.М. просит постановление должностного лица и судебные акты отменить, производство по делу прекратить.

Изучив представленные материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве») в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Как установлено по делу, решением судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 12 августа 2013 года, вступившим в законную силу 22 ноября 2013 года, на ФГКУ Росгранстрой возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу: оборудовать здание помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного, таможенного, ветеринарного и санитарно-карантинного видов контроля в смешанном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Амурзет, а именно: произвести работы по оборудованию пункта пропуска дезинфекционно-промывочным блоком (дезбарьер) для ветеринарно-санитарной обработки днищ и ходовой части автотранспорта в отдельном помещении со специальным устройством для подогрева дезинфекционного раствора и обеспечивать круглогодичную эксплуатацию независимо от климатических условий. Выполнить дезбарьер в виде бетонированной ванны с дезраствором, имеющую габариты: длина по зеркалу дезраствора 11 – 12 метров, длина по днищу – 6 метров, ширина по днищу – не менее 3,6 метров, глубина не менее 0,2 метра, пандусы с уклоном не более 25 градусов. Подъездные пути, проезжие дороги и пешеходные дорожки, погрузочно- разгрузочные площадки выполнить из твердого покрытия, не образующего пыли, ровного, водонепроницаемого, легко доступного для мойки и дезинфекции, с хорошим водостоком атмосферных, талых и смывных вод в канализацию; произвести работы по оборудованию пункта пропуска исправным весовым оборудованием в здании для осмотра автотранспорта во въездном направлении; выделить для специалистов санитарно-карантинного пункта комнату площадью 12 м? (из расчета на 1 рабочее место); обеспечить специалистов санитарно-карантинного пункта следующими средствами контроля, мебелью и оборудованием: средства индивидуальной защиты кожи и органов дыхания (противогаз) – 2 шт; радиометры-дозиметры – 2 шт; газоанализаторы (портативные) для экспресс-диагностики химического загрязнения воздуха – 2 шт; оборудование для дистанционного измерения температуры тела; фонарь электрический (с аккумуляторными батареями); емкости для приготовления рабочих растворов дезсредств – 3 шт; сумка холодильник или термос с хладоагентом; стол – 2 шт; стул – 4 шт; шкаф для документации – 1 шт; сейф – 1 шт; эфирный радиоприемник – 1 шт; шкаф платяной – 1 шт; ПЭВМ – 1 шт; сканер, принтер, ксерокс – 2 шт; мобильный телефон – 1 шт; радиостанция УКВ диапазона 2 – 5 вт; оборудовать помещение изолятора в отдельно стоящем здании или с отдельными входами и выходом либо сделать его изолированным от других помещений в здании пункта пропуска. Оборудовать помещение изолятора отдельной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением. Стены и полы помещения изолятора выполнить из легко моющихся материалов; оборудовать пункт пропуска бытовым помещением, комнатой для хранения санитарно-противоэпидемического имущества, кладовой, санитарным блоком с необходимыми мебелью и оборудованием в соответствии с приложением № 1 Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 года № 701 н; оборудовать здания, помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного, таможенного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и санитарно-карантинного видов контроля в смешанном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Нижнеленинское, а именно: обеспечить специалистов санитарно-карантинного пункта следующими средствами контроля: многоразовые защитные костюмы – 4 шт, I средства индивидуальной защиты кожи и органов дыхания (противогаз) – 2 шт, радиометры-дозиметры – 2 шт., газоанализаторы (портативные) для экспресс-диагностики химического загрязнения воздуха – 2 шт, оборудование для дистанционного измерения температуры тела; сумка-холодильник или термос с хладоагентом; установить на санитарной стоянке контейнер для хранения дезсредств и контейнер для сбора мусора с крышкой; установить в санитарном блоке душевую кабину, умывальник, унитаз; выполнить капитальный ремонт в помещениях, необходимых для осуществления пограничного, таможенного, ветеринарного, карантинного фито санитарного и санитарно-карантинного видов контроля в смешанном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Нижнеленинское.

19 мая 2014 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району города Хабаровска в целях исполнения решения суда возбуждено исполнительное производство № 20635/14/01/27. 9 сентября 2020 года вынесено постановление о взыскании с должника – ФГКУ Росгранстрой исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. 25 января 2021 года в адрес должника направлено требование об исполнении решения суда в срок до 12 часов 29 января 2021 года. 25 января 2021 года требование об исполнении получено.

Невыполнение в срок, установленный после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, должником требований исполнительного документа неимущественного характера повлекло привлечение ФГКУ Росгранстрой к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ на основании постановления начальника отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска от 5 февраля 2021 года.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, подробный перечень которых приведен в оспариваемых судебных актах, получившими оценку судей нижестоящих судов с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вступившие в законную силу судебные постановления, как установлено частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Поскольку ФГКУ Росгранстрой, в отношении которого было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, полученное требование об исполнении судебного решения неимущественного характера не исполнило в установленный судебным приставом-исполнителем срок, оно обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ административного правонарушения.

Вопреки доводам жалобы оснований для применения части 4 статьи 24.5 КоАП РФ по настоящему делу не имеется.

В силу положений названной нормы производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись.

Как верно отмечено судами предшествующих инстанций, представленные в материалы дела копии сопроводительных писем от 10 июня 2019 года, 4 июля 2019 года, 12 марта 2020 года, 24 марта 2020 года, 10 августа 2020 года о наличии по делу указанного правового основания для прекращения дела об административном правонарушении, о проводимой должником работе по исполнению решения суда по оборудованию пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации Амурзет и Нижнеленинское не свидетельствуют.

Письмо в Министерство транспорта Российской Федерации о выделении денежных средств на исполнение вступившего в законную силу судебного решения № ВШ-5121/02 от 27 сентября 2018 года не подтверждает значимое для целей части 4 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельство, так как не свидетельствует о том, что должник, являясь по своей организационно-правовой форме государственным казенным учреждением, вносил или направлял в соответствии с порядком и сроками составления проекта бюджета предложения о выделении бюджетных ассигнований на выполнение требований судебного акта в 2019, 2020, 2021 годах, но бюджетные ассигнования на указанные цели выделены не были.

Освобождение ФГКУ Росгранстрой от взыскания исполнительского сбора на основании решения Центрального районного суда города Хабаровска от 11 декабря 2020 года правильность состоявшихся по делу выводов не опровергает. Данным судебным актом постановление о взыскании исполнительского сбора от 8 сентября 2020 года отменено не было. Судом сделан вывод о наличии гражданско-правовых оснований для освобождения учреждения от уплаты исполнительского сбора как санкции штрафного характера, что само по себе не может являться основанием для освобождения от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

С учетом изложенного, по делу сделан обоснованный вывод о том, что на момент события административного правонарушения оснований для вывода об отсутствии в действиях ФГКУ Росгранстрой вины в совершении вмененного административного правонарушения не имелось.

Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств и собранных по делу доказательств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено юридическому лицу в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

постановление начальника отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска от 5 февраля 2021 года, решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 26 апреля 2021 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 20 июля 2021 года в отношении Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора Хабаровского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» Шашкова П.М. – без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Е.В. Королева