П16-2986/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар 5 октября 2022 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Астраханской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 сентября 2020 года, решение судьи Красноярского районного суда Астраханской области от 7 июня 2021 года и решение судьи Астраханского областного суда от 3 сентября 2021 года, вынесенные в отношении акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» (далее – АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Астраханской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 16/88-20 от 18 сентября 2020 года АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей (т.1 л.д.27-34).
Решением судьи Советского районного суда г. Астрахани от 18 декабря 2020 года постановление начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Астраханской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по Экологическому, Технологическому и атомному надзору № 16/88-20 от 18 сентября 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в административный орган (т.3 л.д.78-83).
Решением судьи Астраханского областного суда от 26 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17 января 2022 года решение судьи Советского районного суда г. Астрахани от 18 декабря 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Красноярский районный суд Астраханской области (т.3 л.д.146-148, т.4 л.д.186-193).
Решением судьи Красноярского районного суда Астраханской области от 7 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Астраханского областного суда от 3 сентября 2021 года, постановление начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Астраханской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по Экологическому, Технологическому и атомному надзору № 16/88-20 от 18 сентября 2020 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении постановление должностного лица от 18 сентября 2020 года, решение судьи Красноярского районного суда Астраханской области от 7 июня 2021 года и решение судьи Астраханского областного суда от 3 сентября 2021 года, считая их незаконными, дело вернуть на новое рассмотрение должностному лицу.
Астраханский межрайонный природоохранный прокурор, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче защитником общества жалобы на указанные выше судебные акты, возражения на нее не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) установлена административная ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ) распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
В силу статьи 9 указанного закона собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, 27 августа 2020 года Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки исполнения АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» природоохранного законодательства выявлено, что обществом осуществляется эксплуатация прудов-испарителей по адресам:
Астраханская область, Красноярский район, на землях МО «Степновский сельсовет», на которых расположена нефтеперекачивающая станция А-НПС-4А, земельный участок с кадастровым номером №. В составе нефтеперекачивающей станции А-НПС-4А эксплуатируется пруд испаритель, состоящий из четырех карт площадью 8977 м2: 2 карты для пресных сточных вод площадью 4840 м2, 2 карты для солесодержащих сточных вод площадью 4237 м2.
, в 11 км юго-восточнее , в 10 км севернее , земельный участок с кадастровым номером №. В составе нефтеперекачивающей станции А-НПС-5А эксплуатируется пруд-испаритель, состоящий из четырех карт площадью 13010 м2: 2 карты для пресных сточных вод площадью 6801,04 м2.
Астраханская область, Енотаевский муниципальный район, сельское поселение Средневолжский сельсовет», земельный участок 1, земельный участок с кадастровым номером №. В составе нефтеперекачивающей станции НПС «Астраханская» эксплуатируется пруд-испаритель, состоящий из трех карт площадью 13227 м2 для сточных вод.
При этом эксплуатация названных гидротехнических сооружений осуществляется в отсутствие расчета вероятного ущерба, причиненного возможной аварией ГТС; разработанных в установленном законом порядке критериев безопасности и декларации безопасности гидротехнического сооружения; материальных и финансовых резервов на случай аварии ГТС; заключенного в установленном порядке договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение, а также разработанных и согласованных с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правил эксплуатации гидротехнического сооружения.
Указанные обстоятельства повлекли возбуждение в отношении АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечение общества к административной ответственности по указанной норме.
Факт совершения вменяемого правонарушения и виновность общества подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (т.1 л.д.123-130); копией акта проверки (т.1 л.д.37-40), копией представления об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующим (т.2 л.д.63-69); копией ответа главного менеджера по эксплуатации АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» (т.2 л.д.118-122) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» квалифицировано по статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и законодательства в области противодействия коррупции.
Совокупность установленных нижестоящими судами фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалах дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Утверждения заявителя о том, что пруды-испарители не относятся к гидротехническим сооружениям и о том, что в деле отсутствуют доказательства, объективно и безусловно подтверждающие возможность возникновения в случае повреждений спорных прудов-испарителей последствий, которые могут создать чрезвычайную ситуацию, несостоятельны.
Пунктом 1.1 Рекомендаций о содержании и порядке составления паспорта гидротехнического сооружения, утвержденных Госгортехнадзором Российской Федерации 2 июня 1998 г., к гидротехническим сооружениям отнесены пруды-отстойники технических вод (шламовых, сточных, карьерных, дренажных и т.п.), накопители, испарители и т.п., что полностью соответствует объекту (пруды-испарители), находящемуся в собственности и эксплуатации у заявителя.
При этом для отнесения спорных объектов к гидротехническим сооружениям не требуется обязательного наличия доказательств, подтверждающих возможность возникновения в случае повреждений спорных прудов-испарителей последствий, которые могут создать чрезвычайную ситуацию.
Учитывая, что перечень гидротехнических сооружений, указанный в статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ, не является исчерпывающим и не препятствует отнесению тех или иных сооружений в сфере его деятельности по смыслу закона к гидротехническим сооружениям, должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что пруды-испарители заявителя являются гидротехническими сооружениями.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что должностным лицом судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» в пределах санкции статьи 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок и срок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Астраханской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 сентября 2020 года, решение судьи Красноярского районного суда Астраханской области от 7 июня 2021 года и решение судьи Астраханского областного суда от 3 сентября 2021 года, вынесенные в отношении акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Аверьянова З.Д. № 12-699/2020
судья областного суда Берстнева Н.Н. № 7-157/2021
судья кассационного суда Монмарь Д.В. № П16-157/2022
судья районного суда Бусарова В.С. № 12-33/2021
судья областного суда Лаврова С.Е. № 21-445/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. № П16-2986/2022