№ 16-3570/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар |
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу представителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Южного межрегионального территориального управления по доверенности ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Ростовского областного суда от 30 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главного энергетика ООО «Агрокомплекс Ростовский» ФИО2,
установил:
постановлением заместителя начальника Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта от 23 сентября 2019 года главный энергетик ООО «Агрокомплекс Ростовский» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Неклиновского районного суда Ростовской области от 15 ноября 2019 года постановление должностного лица изменено, административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.
Решением судьи Ростовского областного суда от 30 января 2020 года решение судьи районного суда отменено, производство по делу прекращено.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Южного межрегионального территориального управления ФИО1 просит решение судьи областного суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Главный энергетик ООО «Агрокомплекс Ростовский» ФИО2 извещен в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы. В установленный срок возражения на нее не представлены.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом противоправного посягательства являются требования технических регламентов, государственных стандартов, в том числе к пищевой продукции, соблюдение которых направлено на охрану здоровья, благополучие населения, а также на защиту прав потребителей на приобретение безопасных для жизни и здоровья пищевых продуктов надлежащего качества. Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при изготовлении, реализации (поставке, продаже) продукции.
Согласно примечанию к статье 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями для целей применения данной статьи понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Таким образом, объективная сторона данных правонарушений заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом ответственности, установленной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Постановлением уполномоченного органа о привлечении к административной ответственности главный энергетик ООО «Агрокомплекс Ростовский» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде взыскания штрафа.
Основанием для привлечения главного энергетика ООО «Агрокомплекс Ростовский» ФИО2 к ответственности послужили выводы уполномоченного органа о том, что общество при осуществлении производственной деятельности использовало технику (тракторы, сеялки и косилки), на которой в нарушение требований пунктов 8 и 10 статьи 5 ТР ТС 010/2011 отсутствовала необходимая маркировка.
Однако, то обстоятельство, что общество при осуществлении своей предпринимательской деятельности использовало тракторы, сеялки и косилки, не соответствующие требованиям технических регламентов Таможенного союза, а именно пунктов 8 и 10 статьи 5 ТР ТС 010/2011, является недостаточным основанием для квалификации действий главного энергетика общества ФИО2 по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несоответствие использованной в работе техники требованиям технических регламентов заключается в отсутствии маркировки, маркировки на иностранном языке, отсутствие руководства по эксплуатации, отсутствие месяца изготовления, отсутствия Единого знака обращения на технике и прочее. Судом установлено, что фактически выявленные нарушения допущены на стадии технологического процесса при выпуске тракторов, сеялок и косилок, ответственность за соблюдение которых несет изготовитель (производитель) указанной техники.
Должностное лицо ООО «Агрокомплекс Ростовский» - главный энергетик - ФИО2 не является ни изготовителем, ни исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), ни продавцом соответствующей продукции, то есть не является субъектом ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценив по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях все представленные в дело доказательства, нижестоящие суды обосновано пришли к выводу об отсутствии в действиях главного энергетика ООО «Агрокомплекс Ростовский» ФИО2 вмененного ему состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, вынесенного по делу об административном правонарушении, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Ростовского областного суда от 30 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главного энергетика ООО «Агрокомплекс Ростовский» ФИО2, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья А.Е. Иванов