ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3613/20 от 09.07.2020 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-3613/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

9 июля 2020 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу главы администрации муниципального образования Нежинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области В* на вступившие в законную силу постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору С* от 12 сентября 2019 г. , решение судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 17 декабря 2019 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 7 февраля 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования Нежинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области,

установила:

постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору С* от 12 сентября 2019 г. г., оставленным без изменения решением судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 17 декабря 2019 г., решением судьи Оренбургского областного суда от 7 февраля 2020 г., администрация муниципального образования Нежинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (далее – Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации муниципального образования Нежинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области В* выражает несогласие с вынесенными в отношении Администрации постановлением административного органа и судебными актами и ставит вопрос об их отмене.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. При этом в силу названного закона под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

На основании пункта 1, 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Согласно части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из обжалуемых актов, земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером расположен в территориальных границах администрации МО Нежинский сельсовет.

На основании приказа заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Оренбургской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами указанного органа проведена внеплановая выездная проверка нарушения требований земельного законодательства, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером в целях сельскохозяйственного производства не используется. На площади 0,25 га расположена несанкционированная свалка с подъездами к местам размещения отходов. Морфологический состав свалки: твердые бытовые, коммунальные, строительные отходы, отходы торговой деятельности, битое стекло, полиэтиленовые изделия и другое. Отходы складируются навалом на плодородный слой почвы.

В рамках проведения проверки специалистом ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора» произведен отбор проб почвы на указанном земельном участке для исследования на химико-токсикологические загрязнения (показатели содержания в почве стронция-90, цезия-137, бенз(а)пирена, солей тяжелых металлов: кадмия, ртути, меди, мышьяка, свинца, цинка). Полученные результаты исследования показали наличие превышения допустимых норм цинка, меди, мышьяка, а также бенз(а)пирена (токсичного вещества первого класса опасности).

Согласно экспертному заключению ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенному по протоколам лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, на обследуемом участке произошло уничтожение плодородного слоя почвы.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, приказом о проведении проверки, обращением о нарушении природоохранного законодательства ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург» и мотивированное представление должностного лица о нарушении природоохранного законодательства, решением прокуратуры Оренбургской области о согласовании проведения проверки, актом проверки, актом осмотра (обследования) территории и фототаблицей к ней, актом отбора почвенных образцов (проб), протоколами испытаний от 20 августа 2019 года , экспертным заключением от 28 августа 2019 года , получившими оценку в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе лицо, совершившее административное правонарушение.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области и судебные инстанции, рассмотревшие жалобы на постановление должностного лица, сочли, что Администрация имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.

Действия Администрации квалифицированы по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы свидетельствовать об отсутствии всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств настоящего дела, не выявлено.

Доводы жалобы о неправильном применении должностным лицом и судебными инстанциями норм материального права, имеющие для разрешения дела правовое значение, аналогичны по существу доводам, которые были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих актах.

Несогласие заявителя с выводами должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, и судебных инстанций и толкованием норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела были допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.

Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Срок давности и порядок привлечения Администрации к административной ответственности соблюдены.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору С* от 12 сентября 2019 г. , решение судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 17 декабря 2019 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 7 февраля 2020 г., вынесенные в отношении администрации муниципального образования Нежинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу главы администрации муниципального образования Нежинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области В* - без удовлетворения.

Судья Э.Г.Штейн