№ 16-3621/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 05 ноября 2020 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Шадринский» №18810045170001434246 от 14 января 2020 года, постановление врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Шадринский» №18810045170001434238 от 14 января 2020 года, решение судьи Шадринского районного суда Курганской области от 18 марта 2020 года, решение судьи Шадринского районного суда Курганской области от 12 марта 2020 года, решение судьи Курганского областного суда от 09 июня 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1,
установил:
постановлением врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Шадринский» №18810045170001434246 от 14 января 2020 года индивидуальный предприниматель ФИО1, (далее - ИП ФИО1) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Шадринского районного суда Курганской области от 18 марта 2020 года постановление врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Шадринский» №18810045170001434246 от 14 января 2020 года изменено в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен до 50 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Постановлением врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Шадринский» №18810045170001434238 от 14 января 2020 года ИП ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Шадринского районного суда Курганской области от 12 марта 2020 года постановление врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Шадринский» №18810045170001434246 от 14 января 2020 года изменено в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен до 50 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Курганского областного суда от 09 июня 2020 года указанные дела об административных правонарушениях в отношении ИП ФИО1 объединены в одно производство.
Постановление врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Шадринский» №18810045170001434246 от 14 января 2020 года, постановление врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Шадринский» №18810045170001434238 от 14 января 2020 года, решение судьи Шадринского районного суда Курганской области от 18 марта 2020 года, решение судьи Шадринского районного суда Курганской области от 12 марта 2020 года изменены, ИП ФИО1 подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящей жалобе в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции ИП ФИО1 выражает несогласие с указанными актами, вынесенными по делу, просит об их отмене.
ОГИБДД МО МВД России «Шадринский», уведомленное о подаче жалобы, возражения не направило.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 117 утверждены Правила организованной перевозки группы детей автобусами (далее - Правила перевозки), которыми определены требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованной перевозки группы детей, в том числе детей-инвалидов, автобусами в городском, пригородном или междугородном сообщении.
В пункте 4 Правил перевозки приведен перечень документов, наличие которых у водителя необходимо для осуществления организованной перевозки группы детей.
Пунктом 10 Правил перевозки предусмотрено, что подачу уведомления об организованной перевозке группы детей в подразделение Госавтоинспекции в случае, если организованная перевозка группы детей осуществляется одним или двумя автобусами, или заявки на сопровождение транспортных средств патрульным автомобилем (патрульными автомобилями) подразделения Госавтоинспекции в случае, если указанная перевозка осуществляется в составе не менее 3 автобусов, в установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации порядке обеспечивают руководитель или должностное лицо организации, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) - если фрахтователь является уполномоченным представителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем (его уполномоченным представителем).
Подача уведомления об организованной перевозке группы детей в подразделение Госавтоинспекции осуществляется не позднее 48 часов до начала перевозки - в междугородном сообщении, не позднее 24 часов до начала перевозки - в городском и пригородном сообщениях.
Уведомление об организованной перевозке группы детей может подаваться в отношении нескольких планируемых организованных перевозок группы детей по одному и тому же маршруту с указанием дат и времени осуществления таких перевозок.
В соответствии с пунктом 15 Правил перевозки в случае если для осуществления организованной перевозки группы детей используется 2 и более автобуса, руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь назначает старшего ответственного за организованную перевозку группы детей и координацию действий водителей и ответственных по автобусам, осуществляющим такую перевозку.
Нумерация автобусов при движении присваивается руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтовщиком и передается фрахтователю для подготовки списка детей.
В силу части 6 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Согласно примечанию к статье 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В ходе рассмотрения дела установлено и подтверждается материалами дела, что 16 декабря 2019 года, ИП ФИО1, являясь фрахтователем, организовала перевозку детей на автобусе Форд Транзит, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, под управлением <данные изъяты> являющегося фрахтовщиком, согласно договору от 16.12.2019 года, нарушила требования к организованной перевозке группы детей, установленные Правилами перевозки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 117.
Указанные обстоятельства нарушения требований Правил перевозки послужили основанием для вынесения в отношении ИП ФИО1 постановления №18810045170001434246 от 14 января 2020 года о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела установлено и подтверждается материалами дела, что 16 декабря 2019 года, ИП ФИО1, являясь фрахтователем, организовала перевозку детей на автобусе 2227 UR, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, под управлением <данные изъяты> являющегося фрахтовщиком, согласно договору от 16.12.2019 года, нарушила требования к организованной перевозке группы детей, установленные Правилами перевозки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 117.
Указанные обстоятельства нарушения требований Правил перевозки послужили основанием для вынесения в отношении ИП ФИО1 постановления №18810045170001434238 от 14 января 2020 года о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судьей областного суда указанные дела об административных правонарушениях объединены в одно производство.
Обстоятельства допущенных ИП ФИО1 нарушений требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которые были оценены в ходе рассмотрения дела. Исследовав представленные доказательства, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно признав их относимыми, допустимыми и достоверными, должностное лицо и судьи при пересмотре дела по жалобам на постановление пришли к выводу об установлении вины ИП ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения.
Оснований не согласиться с оценкой доказательств как относимых, допустимых, достоверных и в своей совокупности достаточных для установления виновности ИП ФИО1 не имеется.
Вопреки доводам жалобы установленный факт осуществления перевозки детей и обстоятельства нарушений при этом требований к перевозке детей подтверждены и надлежащим образом отражены в тексте протокола. Вмененные нарушения (с их перечислением) указывают и на наличие события административного правонарушения, и на наличие в деянии ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом у ИП ФИО1 имелась возможность для соблюдения правил и норм, установленных Правилами перевозки, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного в материалы дела ИП ФИО1 не представлено
Неустранимых сомнений в виновности ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Составленные в отношении ИП ФИО1 протоколы об административных правонарушениях не содержат существенных недостатков. Протоколы об административных правонарушениях составлены уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в них указаны все необходимые сведения. Протоколы составлены в присутствии ФИО1, копии протоколов вручены. При составлении протокола права ФИО1 разъяснены. Неуказание в тексте протоколов конкретных пунктов нормативного акта, нарушение которых допущено ИП ФИО1, не указывает на их отсутствие или то, что их нарушение не вменялось в вину. В настоящем случае при составлении протоколов указан конкретный нормативный акт - Правила перевозки, требования которых были нарушены, а также описаны конкретные нарушения, соответствующие нарушениям требований пунктов 4,10 и 15 Правил перевозки. При таких обстоятельствах наличие в протоколах ссылок на нарушенный нормативный акт, а также сведений о допущенных ИП ФИО1 нарушениях, даже при отсутствии указания на нарушения конкретных пунктов вышеуказанного нормативного акта не создавало никаких препятствий ФИО1 в реализации права на защиту, в части представления возражений относительно вмененных нарушений.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом вынесены постановления по делам об административных правонарушениях, в которых содержатся необходимые сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела, соблюдены.
То обстоятельство, что дела об административных правонарушениях рассмотрены в тот же день, когда были составлены протоколы об административных правонарушениях, не свидетельствует о допущенных при рассмотрении дела существенных нарушениях процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые привели бы к неправильному разрешению данных либо нарушению предоставленных ФИО1 процессуальных прав, в том числе, права на защиту.
О времени и месте рассмотрения дел должностным лицом ФИО1 была заблаговременно извещена тем же уведомлением, что и на составление протоколов (уведомление содержит сведения о времени и месте, куда следует явиться не только для дачи объяснений и составления протокола, но и для вынесения постановления). Каких-либо ходатайств об отложении рассмотрения дела для обеспечения участия защитника ФИО1 не заявила, препятствий в этом ей не создавалось.
При этом, вопреки позиции заявителя, установлено, что протоколы составлялись и постановления выносились не одновременно (кроме того, протоколы составлены одним должностным лицом, а постановления вынесены - другим), в постановления внесены исправления в части времени их вынесения «15 часов 30 минут» и «15 часов 45 минут». Исправления внесены путем вынесения определений, какого либо изменения содержания постановлений такими исправлениями не допущено. Копии определений об исправлении описок вручены ФИО1 Указанный порядок исправления описок и опечаток, примененный в настоящем случае, в полной мере соответствует требованиям статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при вынесении соответствующих определений существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено.
Порядок и срок давности привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены. Административное наказание в виде штрафа ИП ФИО1 назначено в пределах санкции части 6 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, судьями дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. Все доводы жалоб получили надлежащую правовую оценку, оснований для несогласия с выводами судей не имеется.
Окончательно назначенное наказание после объединения дел об административных правонарушениях, в одно производство с учетом применения положений 3.1, 3.5, 4.1-4.3, части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обоснованным и справедливым.
Вопрос возможности применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях был предметом рассмотрения судьи районного суда (при рассмотрении жалоб на вынесенные постановления), оснований для применения данной нормы правомерно не усмотрел. В настоящем случае обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие которых является необходимым для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается. При отсутствии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
О пересмотре дела по жалобам на постановления ИП ФИО1 извещалась надлежащим образом. При рассмотрении жалоб на постановления в районном суде принимала участие. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Шадринский» №18810045170001434246 от 14 января 2020 года, постановление врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Шадринский» №18810045170001434238 от 14 января 2020 года, решение судьи Шадринского районного суда Курганской области от 18 марта 2020 года, решение судьи Шадринского районного суда Курганской области от 12 марта 2020 года, решение судьи Курганского областного суда от 09 июня 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова