ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3628/2021 от 02.12.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-3628/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 2 декабря 2021 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Региострой» - директора юридического лица Щербенка А.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 7 судебного района «Железнодорожный район г. Хабаровска» от 18 мая 2021 года и решение судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 6 июля 2021 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Региострой»по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением мирового судьи судебного участка № 7 судебного района «Железнодорожный район г. Хабаровска» от 18 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 6 июля 2021 года, общество с ограниченной ответственностью «Региострой» (далее – ООО «Региострой») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию с применением положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, законный представитель ООО «Региострой» - директор Щербенок А.С. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.

Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ (здесь и далее приведены нормы, действующие на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Положениями раздела X Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами является лицензионной.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя и осуществление лицензионного контроля (часть 3 статьи 192 ЖК РФ).

В силу части 3 статьи 20 ЖК РФ, пункта 10 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре» к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, в целом применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ).

Названный федеральный закон применяется и к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля (часть 1 статьи 196 ЖК РФ).

На территории Хабаровского края лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и региональный жилищный надзор осуществляется главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (пункты 3.1.2.5, 3.1.2.10 Положения о главном управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 16 октября 2012 года № 371-пр).

Частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ на управляющую организацию возложена обязанность вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию обращения в письменной форме собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр.

Как следует из материалов дела, Борисова О.Н., являясь собственником жилого помещения в <адрес> и инициатором проведения внеочередного собрания собственников помещений указанного дома, 22 декабря 2020 года обратилась в главное управление регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края с заявлением о проведении проверки в отношении ООО «Региострой» в связи с выдачей последним недостоверной информации о собственниках помещений указанного многоквартирного дома, а также не содержащей сведений о размерах принадлежащих долей в праве общей собственности на общее имущество ряда собственников. По результатам проведенной органом государственного контроля (надзора) 20 января 2021 года внеплановой документарной проверки государственным жилищным инспектором Хабаровского края было выдано предписание № П2021-02.2-0022, согласно которому ООО «ФИО5» в срок до 20 февраля 2021 года надлежало актуализировать сведения в реестре о собственниках жилых помещений в указанном многоквартирном доме, включая сведения о размерах принадлежащих им долей. Проведя 23 марта 2021 года внеплановую документарную проверку, о чем составлен акт № П2021-02.2-0290, государственный жилищный инспектор Хабаровского края установил, что общество не выполнило предписание, поскольку в направленный ФИО4 10 февраля 2021 года список включило не актуальную информацию о собственниках квартир №№31, 38, 45, 53, 57, 58, 79, 104, 108.

Указанные обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, установленной санкцией части 24 статьи 19.5 КоАП РФ, подтверждаются собранными доказательствами, в числе которых: заявление ФИО4 от 21 декабря 2020 года (л.д.14), лицензия №027-000019 от 3 апреля 2015 года (л.д.35), акт проверки №П2021-02.2-0022 от 20 января 2021 года (л.д.16), предписание №П2021-02.2-0022 от 22 января 2021 года (л.д.18), распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки от 19 февраля 2021 года (л.д.21), ответ общества в адрес главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 10 февраля 2021 года № 257 р (л.д.25), список собственников многоквартирного дома по состоянию на 10 февраля 2021 года (л.д.26), сведения о направлении указанного списка в адрес ФИО4 (л.д.29), протокол об административном правонарушении № А2021-17-01-0447 от 20 апреля 2021 года (л.д.4), а также иными материалами дела, оцененными в совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее законное предписание, требования виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения норм жилищного и лицензионного законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выданное 20 января 2021 года предписание №П2021-02.2-0022, вопреки доводам жалобы, является законным и исполнимым, вынесено государственным жилищным инспектором Хабаровского края в пределах своих полномочий и с соблюдением установленной положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ процедуры, что нашло свое подробное отражение в оспариваемых судебных актах.

Формулировки, содержащиеся в выданном предписании об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, конкретны, понятны и имеют четкие указания на действия, которые необходимо совершить исполнителю для прекращения и устранения выявленного нарушения, а именно: актуализировать сведения о собственниках помещений в многоквартирном <адрес> в соответствии с требованиями части 3.1 статьи 45 ЖК РФ, чего сделано не было. Вновь представленный 10 февраля 2021 года ФИО4 список указанному критерию не соответствовал.

Субъективную сторону правонарушения характеризует умысел.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1 статьи 2.2 КоАП РФ).

Получив предписание о необходимости актуализировать имеющиеся сведения о собственниках жилых помещений многоквартирного дома, ООО «Региострой» не приняло надлежащих мер к его исполнению, не привело реестр собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями части 3.1 статьи 45 ЖК РФ, тем самым сознательно допустив наступление вредных последствий, относясь к ним безразлично.

Таким образом, установленные обстоятельства, вопреки доводам жалобы, подтверждают наличие в действиях ООО «Региострой» состава рассматриваемого административного правонарушения, включая его субъективную сторону.

Административное наказание назначено в размере ниже, предусмотренного санкцией части 24 статьи 19.5 КоАП РФ для юридических лиц.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

постановление мирового судьи судебного участка № 7 судебного района «Железнодорожный район г. Хабаровска» от 18 мая 2021 года и решение судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 6 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Региострой» оставить без изменения, жалобу Щербенка А.С. – без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Е.В. Королева