ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3653/2022 от 20.07.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-3653/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 20 июля 2022 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «ЖЭК №2» Курмановой Л.Р. на постановление мирового судьи судебного участка №2 г. Златоуста Челябинской области от 09 ноября 2021 года, решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 15 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЖЭК №2»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №2 г. Златоуста Челябинской области от 09 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 15 апреля 2022 года, общество с ограниченной ответственностью «ЖЭК №2» (далее - ООО «ЖЭК №2», общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Курманова Л.Р. просит об отмене судебных актов, прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи.

Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

В части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации приведен перечень лицензионных требований, который, как следует из пункта 7 части 1, является открытым.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании).

В силу пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из положений пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

С 1 января 2017 года в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг

При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.

При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «ЖЭК №2» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, в том числе осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Златоуст, ул. Калинина, д.7. Данный многоквартирный дом оснащен общедомовыми приборами учета холодного, водоснабжения и электроснабжения. Собственниками помещений на общем собрании, оформленном протоколом от 06 августа 2018 года, принято решение о начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из показаний общедомовых приборов учета, не превышающих нормативов и тарифов, утвержденных Министерством тарифного регулирования и энергетики.

В ходе проведенной Главным управлением «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (далее - ГЖИ) проверки ООО «ЖЭК №2» в рамках лицензионного контроля в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами выявлено, что начисление платы собственникам жилых помещений многоквартирного дома №7 по улице им. М.И. Калинина за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, управляющей компанией произведены исходя из показаний общедомовых приборов учета, при этом данные начисления превышают норматив потребления коммунальных ресурсов. В тоже время, собственниками решения о дополнительных услугах, превышающих минимальный перечень, о распределении объема коммунальных ресурсов на содержание общего имущества, в размере превышения объема коммунальных ресурсов из показаний ОДПУ над объемом, рассчитанном из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не принималось. В адрес ООО «ЖЭК №2» выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

В ходе проверки, проведенной ГЖИ с целью проверки одного из последующих предписаний, установлены обстоятельства, послужившие основанием для выдачи ООО «ЖЭК №2» очередного предписания №21-3385-2 от 06 июля 2021 года – не устраненные нарушения обязательных требований жилищного законодательства (части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме), которые выразились в нарушении начисления платы за коммунальные ресурсы по электроэнергии, холодной воде, отведению сточных вод в целях содержания общего имущества собственникам помещений в многоквартирном доме №7 по ул. Калинина г. Златоуста. Предписанием №21-3385-2 от 06 июля 2021 года обществу предписано произвести начисление платы за коммунальные ресурсы по электроэнергии, холодной воде, отведению сточных вод в целях содержания общего имущества согласно протоколу собрания собственников от 07.11.2017 №1 по показаниям ОПУ, в размере, не превышающем норматив потребления коммунального ресурса за период с августа 2020 по март 2021 года. Срок устранения выявленного нарушения указанным предписанием установлен до 10 августа 2021 года. Данное предписание вручено представителю общества 08 июля 2021 года.

В рамках проверки исполнения предписания №21-3385-2 от 06 июля 2021 года установлено, что в установленный срок (до 10 августа 2021 года) оно не исполнено, выявленные нарушения не устранены, указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 24 августа 2021 года.

В связи с указанными обстоятельствами неисполнения предписания в установленный срок в отношении ООО «ЖЭК №2» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства невыполнения ООО «ЖЭК №2» в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.

Вопреки доводам жалобы, имеющимся в материалах дела доказательствам, как подтверждающим в своей совокупности виновность юридического лица, нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка.

Факт выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства подтвержден материалами дела. Предписание по устранению нарушений выдано уполномоченным должностным лицом административного органа, осуществляющего лицензионный контроль, предписание в указанный в нем срок не исполнено, незаконным в установленном законом порядке признано не было. Предписание выдавалось, как и факт его неисполнения выяснялся по результатам законных проверок уполномоченного органа. Оснований полагать о незаконности и неисполнимости предписания не имеется. Предписание адресовано уполномоченному лицу (ООО «ЖЭК №2», осуществлявшему предпринимательскую деятельность по управлению спорным многоквартирным домом), в деятельности которого выявлено нарушение, устранение нарушения также относится к компетенции ООО «ЖЭК №2».

Факт оспаривания на период выдачи и исполнения предписания (с 06 июля 2021 года по 10 августа 2021 года) первоначально выданного предписания в арбитражном суде, срок исполнения которого не приостанавливался, не свидетельствует об отсутствии законных оснований для выдачи предписания №21-3385-2 от 06 июля 2021 года и о наличии обстоятельств, освобождавших общество от его исполнения. Кроме того, по результатам вышеуказанного рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании первоначального (аналогичного по существу) предписания (№21-1338-2 от 07 апреля 2021 года) Арбитражным судом Челябинской области принято решение от 11 марта 2022 года (№А76-16523/2021), вступившее в законную силу, об отказе в удовлетворении требований по причине законности выданного предписания.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства не свидетельствуют ни о незаконности выданного предписания №21-3385-2 от 06 июля 2021 года, ни о его неисполнимости, ни об отсутствии вины юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения. Доказательств принятия ООО «ЖЭК №2» всех зависящих и реальных мер для выполнения в установленный срок требований предписания по устранению выявленных нарушений в материалы дела не представлено. В связи с изложенным, в действиях юридического лица судебными инстанциями правомерно установлен факт невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приводимые в жалобах доводы о том, что привлечение в рамках настоящего дела являлось повторным, ранее производство прекращалось, материалами дела не подтверждаются. Доказательств того, что ранее в отношении ООО «ЖЭК №2» рассматривалось дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, связанное с неисполнением предписания №21-3385-2 от 06 июля 2021 года, в материалах дела не имеется. Прекращение производства по делу, связанного с неисполнением иного предписания (ранее выданного), по основаниям, из которых нельзя сделать выводы об отсутствии события административного правонарушения по настоящему делу, как и связанный с прекращением производства факт непривлечения ООО «ЖЭК №2» к административной ответственности за неисполнение ранее выданного предписания, не свидетельствуют о необоснованности привлечения общества к административной ответственности за неисполнение предписания №21-3385-2 от 06 июля 2021 года к установленному сроку до 10 августа 2021 года.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом при наличии для этого законных оснований, при надлежащем уведомлении, в присутствии защитника юридического лица.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Доводы о том, что постановление вынесено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, вызвано ошибочным толкованием положений закона применительно к спорным правоотношениям. В настоящем случае правонарушение выразилось не в нарушении обязательных требований, которые первоначально выявлены в апреле 2021 года, а в неисполнении в установленный срок конкретного законного предписания органа, осуществляющего лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в настоящем случае вменено неисполнение предписания № 21-3385-2 от 06 июля 2021 года в срок до 10 августа 2021 года. Не исполнив требования предписания в срок до 10 августа 2021 года, общество совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С учетом положений статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления 09 ноября 2021 года не истек.

Наказание назначено с учетом исключительных обстоятельств менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией нормы, является обоснованным и справедливым.

При пересмотре дела по жалобе на постановление судья городского суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение,

Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка №2 г. Златоуста Челябинской области от 09 ноября 2021 года, решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 15 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЖЭК №2» оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «ЖЭК №2» Курмановой Л.Р. - без удовлетворения.

Судья Седьмого кассационного

суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова