ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 16-3659/2022
Санкт-Петербург 18 августа 2022 года
Заместитель председателя Третьего кассационного суда общей юрисдикции Городков А.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении и жалобу защитника Малышева М.Н., действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью (далее ООО) «РУТГЕРС СЕВЕРТАР», на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северного межрегионального Управления Росприроднадзора от 18 июня 2021 года №, решение судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 9 сентября 2021 года и решение судьи Вологодского областного суда от 15 ноября 2021 года в ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северного межрегионального Управления Росприроднадзора от 18 июня 2021 года №, оставленным без изменения решением судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 9 сентября 2021 года и решением судьи Вологодского областного суда от 15 ноября 2021 года, ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Согласно постановлению должностного лица ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» признано виновным в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» (далее также – общество) Малышев М.Н. выражает несогласие с состоявшимися по делу об административном правонарушении решениями, просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Настаивает на том, что указанный в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отход «лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные, код ФККО 46101001205» и отход, указанный в заключенном с ООО договоре, как «лом и отходы стальные (в том числе легированный) 5АМ», является одним и тем же видом отхода, имеющим различное наименование в документации сторон по договору. Ссылается на то, что в рассматриваемой ситуации в момент передачи металлолома он меняет статус «отход» (для общества) на «сырье» (для ООО ) и в последующем оформляется последним в приемосдаточных актах, товарных накладных и счетах-фактурах с применением классификации ГОСТа 2787-75, как «лом сталь 5А ГОСТ 2787», которая не совпадает с существующими наименованиями лома и отходов черных металлов в Федеральном классификационном каталоге отходов. Доводы о соответствии передаваемого обществом отхода получаемому ООО сырью были приведены в жалобах на постановление должностного лица. В обоснование данных доводов представлены и приобщены к делу доказательства, в числе которых справки ООО с детализацией информации по каждому приемосдаточному акту. Но в судебных решениях представленные доказательства невиновности общества во вмененном ему должностным лицом административном правонарушении отражены не были, правовая оценка этим доказательствам судами не дана.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, приложенные к ней документы и судебные решения, прихожу к следующему.
Положениями ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством РФ.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ.
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представить отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ч. 2 ст. 19 Закона № 89-ФЗ).
Согласно Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 года № 721 (утратил силу с 1 января 2021 года) учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров. Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период (п.п. 4, 5).
Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1028 утвержден новый Порядок учета в области обращения с отходами (действует с 1 января 2021 года), содержащий аналогичные требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
Перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории РФ и систематизированных по совокупности классификационных признаков, определен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 (далее - ФККО).
Как усматривается из материалов дела и протокола об административном правонарушении, в отношении ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР», относящегося к объекту негативного воздействия на окружающую среду категории 1, код объекта №, по адресу: <...>, на основании распоряжения заместителя руководителя Северного межрегионального управления Росприроднадзора от 17 марта 2021 года №, проведена плановая выездная проверка, результаты которой зафиксированы в акте от 21 апреля 2021 года №.
Проверкой установлено, что в результате деятельности общества при техническом обслуживании и демонтаже оборудования образуется, в том числе отход, который в разработанном юридическим лицом проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном Управлением Росприроднадзора по Вологодской области 12 апреля 2019 года, а также в статистической отчётности общества по форме № 2 ТП (отходы) за 2020 год указан, как «лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные» (код 46101001205 по ФККО). Данный вид отхода временно накапливается на открытой площадке и по мере накопления передается для утилизации специализированной организации - ООО - на основании договора от 1 ноября 2017 года. Однако документов за 2020 год о его передаче как отхода по договору с ООО обществом не представлено. ООО переданы отходы «лом и отходы стальные (в том числе легированный)», между тем данных об отнесении указанного отхода к конкретному классу опасности не имеется, в Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение он отсутствует.
Выявленные нарушения были квалифицированы государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 как нарушения требований законодательства в сфере обращениях с отходами производства и потребления и послужили основанием для привлечения 18 июня 2021 года постановлением № ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Судья Череповецкого городского суда Вологодской области по результатам разрешения 9 сентября 2021 года жалобы ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.1-30.2 КоАП РФ, с выводами должностного лица административного органа согласился, указав, что доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства об охране окружающей среды материалы дела не содержат, ссылок на такие доказательства не содержат и доводы поданной жалобы, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у юридического лица имелась, что свидетельствует о его вине.
Судья Вологодского областного суда выводы судьи городского суда поддержала, указав в решении от 15 ноября 2021 года на то, что факт совершения ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается доказательствами, собранными в ходе производства по делу, в том числе протоколом об административном правонарушении, актом проверки и иными материалами, оцененными должностным лицом при вынесении постановления и судьей городского суда при рассмотрении жалобы в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. При этом оснований полагать по доводам жалобы, что отход «лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные» и «лом и отходы стальные (в том числе легированный)» являются одним и тем же видом отходов не имеется.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно положениям ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6, ст. 30.9 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 30.7, ст. 29.10 КоАП РФ решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать обоснование (мотивировку) сделанных судом выводов, основанную на полной и объективной оценке имеющихся по делу доказательств.
В ходе производства по делу об административном правонарушении сторона защиты юридического лица последовательно заявляла о необоснованности привлечения к административной ответственности, приводя доводы, аналогичные в настоящей жалобе, утверждая, что передаваемый обществом (поставщиком) ООО (покупателю) по договору на поставку лома и отходов черных металлов отход «лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные» (код 46101001205 по ФККО) и получаемое покупателем сырье «лом и отходы стальные (в том числе легированный)» являются одним и тем же видом отхода.
В материалы дела были представлены доказательства, в числе которых копии: договора на поставку лома и отхода черных металлов от 20 февраля 2018 года №, заключенного между ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» и ООО , и приложения к нему (л.д. 21-24); данных учета в области обращения с отходами общества за 2020 год (л.д. 74-78); данных учета отходов, переданных от структурных подразделений ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам за 2020 год (л.д. 79-90); технического отчета по обращению с отходами ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» (л.д. 91-12).
При пересмотре постановления должностного лица и решения судьи городского суда по доводам жалобы в материалы дела была дополнительно приобщена справка ООО от 17 сентября 2021 года с детализацией информации по каждому приемосдаточному акту передаваемых отходов (л.д. 157).
Признавая привлечение ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ обоснованным и указывая в решении по доводам жалобы об отсутствии оснований полагать, что отход «лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные» и «лом и отходы стальные (в том числе легированный)» являются одним и тем же видом отходов, судья областного суда не привел надлежащей мотивированной оценки либо опровержения указанным доводам заявителя и изложенным доказательствам, что не может быть признано надлежащим рассмотрением жалобы в суде второй инстанции.
Таким образом жалоба на постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе на постановление в отношении ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» рассмотрена судьей областного суда неполно, выводы судьи, изложенные в решении от 15 ноября 2021 года, сделаны без учета всех обстоятельств, подлежащих выяснению в силу приведенных выше требований КоАП РФ.
Такое рассмотрение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Вологодского областного суда от 15 ноября 2021 года в отношении ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, подлежит отмене. Дело по жалобе защитника названного юридического лица на решение судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 9 сентября 2021 года, которым постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северного межрегионального Управления Росприроднадзора от 18 июня 2021 года № в отношении ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ оставлено без изменения - направлению в Вологодский областной суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела следует устранить допущенные нарушения закона, всесторонне, полно и объективно проверить все доводы жалобы, исследовать и оценить все обстоятельства дела с учетом всех доказательств в их совокупности, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Вологодского областного суда от 15 ноября 2021 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, отменить.
Возвратить дело об административном правонарушении в Вологодский областной суд на новое рассмотрение жалобы защитника ООО «РУТГЕРС СЕВЕРТАР» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северного межрегионального Управления Росприроднадзора от 18 июня 2021 года № и решение судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 9 сентября 2021 года.
Заместитель председателя
Третьего кассационного суда
общей юрисдикции (подпись) А.В. Городков