ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Дело № 16-3661/2020
город Краснодар 17 сентября 2020 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Агронефтепродукт» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление начальника Армавирского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 4 сентября 2019 года, решение судьи Курганинского районного суда Краснодарского края от 21 октября 2019 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 4 февраля 2020 года,
установил:
постановлением начальника Армавирского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 4 сентября 2019 года общество с ограниченной ответственностью «Агронефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Решением судьи Курганинского районного суда Краснодарского края от 21 октября 2019 года постановление административного органа оставлено без изменения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 4 февраля 2020 года указанное решение судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО «Агронефтепродукт» ФИО1 просит об отмене указанных процессуальных актов и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Как следует из постановления МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ространснадзора от 4 сентября 2019 года согласно товарно-транспортной накладной (зерно) от 11 июля 2019 года № ПМ-013 грузоотправителем в лице ООО «Агронефтепродукт» при погрузке в транспортное средство <данные изъяты> с регистрационным знаком № в составе прицепа с государственным регистрационным знаком МА72-0523, осуществлявшейся в пункте погрузки ст-цы Константиновской Краснодарского края допущено превышение допустимой массы транспортного средства, которая составила 79 350 кг при максимально допустимой 44 000 кг.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении и признания ООО «Агронефтепродукт», как юридического лица, осуществившего погрузку груза в транспортное средство, виновным в его совершении.
Судьи Курганинского районного суда и Краснодарского краевого суда согласились с выводами административного органа о наличии в действиях общества состава административного правонарушения и доказанности вины в его совершении.
Судья кассационного суда общей юрисдикции считает выводы административного органа и нижестоящих судебных инстанций ошибочными в силу следующего.
В качестве единственного доказательства вины юридического лица в совершении административного правонарушения приведена товарно-транспортная накладная, согласно которой грузоотправителем является ООО «Агронефтепродук».
В силу части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно Постановлению Госкомстата Российской Федерации от 28 ноября 1997 года № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.
В силу положений закона, товарно-транспортная накладная не является актом результатов измерения весовых параметров транспортного средства, основанных на строго регламентированном инструментальном методе, не вызывающем сомнения в достоверности. В накладной отсутствуют сведения о способе установления массы транспортного средства, о применении технических средств и обосновании достоверности произведенных расчетов, также о лицах, ответственных за проведение измерений, а также о месте и времени движения транспортного средства по автомобильной дороге.
Таким образом, в рассматриваемом случае товарно-транспортная накладная не является доказательством, достаточным для установления вины ООО «Агронефтепродукт» в совершении административного правонарушения.
Порядок осуществления весового контроля транспортных средств, устанавливающий процедуры проведения весового контроля транспортных средств и оформления результатов проведения такого контроля транспортных средств утвержден Приказом Минтранса России от 29 марта 2018 года № 119 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств».
Однако в рассматриваемом деле, установленная названным Порядком процедура весового контроля, административным органом не проводилась.
Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствуют основания для привлечения ООО «Агронефтепродукт» к административной ответственности по части 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление начальника Армавирского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 4 сентября 2019 года, решение судьи Курганинского районного суда Краснодарского края от 21 октября 2019 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 4 февраля 2020 года, вынесенные в отношении ООО «Агронефтепродукт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление начальника Армавирского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 4 сентября 2019 года, решение судьи Курганинского районного суда Краснодарского края от 21 октября 2019 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 4 февраля 2020 года, вынесенные в отношении ООО «Агронефтепродукт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Агронефтепродукт» ИНН <***> отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько