№ 16-3678/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 25 ноября 2020 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника администрации г. Перми - ФИО1 на постановление начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 17 октября 2019 года № 408,409-18,19(5-ПСЧ)-19, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Перми,
установил:
постановлением начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 17 октября 2019 года № 408,409-18,19(5-ПСЧ)-19, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13 декабря 2019 года, администрация г. Перми (далее также - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 184 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации ФИО1 выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Должностное лица, вынесшее постановление, возражения на жалобу не направил.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. Согласно статье 11 Устава г. Перми обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Пермского городского округа относится вопросам местного значения Пермского городского округа.
Согласно статье 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, помимо прочего, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Из положений статей 62 и 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Из материалов дела следует, что 29 июля 2019 года в деревянно-рубленной бане по адресу: <адрес> произошел пожар, на котором при проведении разведки водоисточников установлено, что ближайший пожарный водоем расположен по адресу: г. <адрес>, который находится в 400 метрах от места тушения пожара. Таким образом, в нарушение положений статей 62, 68, 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктов 8.6 и 9.11 СП 8.13130 на требуемом нормативном расстоянии (200 метров) отсутствовали наружные источники пожаротушения.
16 августа 2019 года в частном кирпичном гараже по адресу: <адрес> произошел пожар, на котором при проведении разведки водоисточников установлено, что ближайший пожарный гидрант расположен по адресу: г. Пермь, <адрес>, который находится в 400 метрах от места тушения пожара. Таким образом, в нарушение положений статей 62, 68, 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктов 8.6 и 9.11 СП 8.13130 на требуемом нормативном расстоянии (200 метров) отсутствовали наружные источники пожаротушения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях, в ходе рассмотрения дела объединены в одно производство, по результатам рассмотрения администрация г. Перми привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения администрацией административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым при рассмотрении дела и пересмотре жалобы на постановление дана надлежащая правовая оценка, как свидетельствующим в своей совокупности о виновности юридического лица.
Администрация г. Перми является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, как лицо, ответственное за обеспечение первичных мер пожарной безопасности, в том числе за обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения. Отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности (в том числе их нахождение за пределами установленного нормативного расстояния), указывает на наличие в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих, что администрацией предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы о необоснованном вменении положений статей 62, 68 и 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктов 8.6 и 9.11 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» были предметом рассмотрения судьи районного суда и обоснованно отклонены. Доводы о том, что СП 8.13130.2009, в котором закреплены нормативный требования к расстояниям, на котором располагаются источники противопожарного водоснабжения, являются нормативным документов добровольного применения не свидетельствуют об обратном.
Согласно пункту 8.6 Свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178, расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более указанной в пункте 9.11 по дорогам с твердым покрытием.
В соответствии с пунктом 9.11 СП 8.13130.2009 пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации к административной ответственности), утвердившим Перечень национальных стандартов и свод правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», обязательному применению подлежит, в том числе раздел 5 (пункт 5.10) СП 31.13330.2012.В.
Согласно пункту 5.10 СП 31.13330.2012 вопросы обеспечения пожарной безопасности, требования к источникам пожарного водоснабжения, расчетные расходы воды на пожаротушение объектов, расчетное количество одновременных пожаров, минимальные свободные напоры в наружных сетях водопроводов, расстановку пожарных гидрантов на сети, категорию зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности следует принимать согласно федеральному закону (Федеральному закону от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), а также СП 5.13130, СП 8.13130, СП 10.13.130. При этом суждения о необоснованном применению к такому случаю положений пункта 5.10 СП 31.13330.2012 вызваны неправильным толкованием норм права.
Из указанного следует, что следует, что СП 8.13130.2009 в целях соблюдения требований статей 68, 69 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности подлежат применению в обязательном порядке относительно требований предъявляемых к размещению пожарных водоемов, изложенных в пункте 9.11 СП 8.13130.2009.
Таким образом, учитывая, что администрация г. Перми является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, вина администрации в совершении правонарушения должностным лицом административного органа установлена, при этом доказательств, подтверждающих своевременное принятие всех зависящих от мер по соблюдению требований пожарной безопасности, в материалах дела не представлено, выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях администрации признаков состава вмененного в вину правонарушения соответствует правильному применению норм материального права и подтверждаются материалами дела. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьей обстоятельств выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Действия администрации г. Перми правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении администрации г. Перми к административной ответственности не допущено.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела судьей районного суда исследованы представленные в материалы дела доказательства, вынесено законное решение.
При пересмотре дела об административном правонарушении по жалобам на постановление администрация извещалась надлежащим образом, в судебном заседании принимал участие защитник. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 17 октября 2019 года № 408,409-18,19(5-ПСЧ)-19, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Перми оставить без изменения, жалобу защитника администрации г. Перми - ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова