ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-369/19 от 12.12.2019 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-369/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 12 декабря 2019 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Светлова С.Е., рассмотрев жалобу исполняющей обязанности директора Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационный участок-13» (далее ООО УК «ЖЭУ-13») ФИО1 на постановление административной комиссии города Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО УК «ЖЭУ-13» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 33-1 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области»,

у с т а н о в и л а:

ООО УК «ЖЭУ-13» постановлением административной комиссии города Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 33-1 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области» в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ названное постановление изменено, ООО УК «ЖЭУ-13» назначено наказание в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 5 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исполняющая обязанности директора ООО УК «ЖЭУ-13» ФИО1 просит отменить состоявшие решения по настоящему делу об административном правонарушении, полагая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя и представленных возражений на жалобу позволяет прийти к следующим выводам.

При разрешении дела об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, административной комиссией города Южно-Сахалинска возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 33-1 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области» в отношении ООО УК «ЖЭУ-13».

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило выявление ДД.ММ.ГГГГ переполненных мусоросборных контейнеров, возле которых находился разбросанный мусор и складирован бытовой мусор.

Судья городского суда, оценив представленные административным органом доказательства, пришли к выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 33-1 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области» за неисполнение решений по вопросам местного значения, принятых на местном референдуме, а также на собраниях (сходах) граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, если ответственность за их неисполнение отдельно не установлена федеральными законами или настоящим Законом.

При этом судья Южно-Сахалинского городского суда исходил из положений Правил благоустройства территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее-Правила благоустройства), утвержденных решением городской Думы города Южно-Сахалинска от 24 июня 2015 года № 177/12-15-5, в соответствии с которыми территория городского округа подлежит систематической уборке, включая регулярную очистку от отходов производства и потребления, а также другие мероприятия, предназначенные для обеспечения благоприятной среды проживания и жизнедеятельности населения: мойку, полив, подметание территории, расчистку, удаление снега, льда и пр., уборка территорий осуществляется регулярно, с периодичностью и качеством, которые исключают захламление территории, наличие на ней сброшенных/сваленных отходов и/или посторонних предметов, временное складирование (накопление) и сбор отходов, включая крупногабаритный мусор (КГМ), разрешается в специально обустроенных в зависимости от класса опасности отходов местах, в том числе на площадках для установки мусоросборников, расположенных на земельных участках, на законном праве находящихся во владении собственников отходов (части 1 и 2 статьи 29,часть 2 статьи 30 Правил благоустройства).

С таким решением судей согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно Федеральному закону от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами относится к лицензируемым видам деятельности.

Частью 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований утверждает Правительство Российской Федерации.

В части 4 статьи 1 Федерального закона № 99 о лицензировании содержится перечень видов деятельности, в который включена предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами (пункт 4).

Жилищный кодекс Российской Федерации, регулирующий отношения по управлению многоквартирными домами, а также отношения по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, в частях 5 и 6 статьи 192 установил, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных данным кодексом.

Подпункт «а» пункта 3 Положения «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110 к лицензионным требованиям относит соблюдение правил, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Подпункт «б» пункта 3 Положения к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Требования, содержащиеся в подпунктах «а» и «б» пункта 3 Положения во взаимосвязи с указанными выше нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, возлагают на лицензиата обязанность соблюдать установленные в соответствующей сфере деятельности правила, к которым, в частности, относятся минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290.

В минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (пункт 26 (1) Перечня).

Таким образом, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за ненадлежащее оказание всех услуг и (или) выполнение работ, не обеспечивающие надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых не соответствует требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг, то есть за нарушения лицензионных требований (часть 2 статьи 196 ЖК РФ) и не образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 33-1 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области».

Невыполнение управляющей организацией обязанности по своевременному вывозу мусора, уборке контейнерных площадок многоквартирного дома является нарушением правил содержания и ремонта общего имущества, санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в многоквартирных домах, правил обращения с отходами потребления, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, поэтому ответственность за их неисполнение не может наступать в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Невыполнение управляющей компанией названных обязанности образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, судьями дана неправильная юридическая оценка действиям ООО УК «ЖЭУ-13» которые квалифицированы по части 1 статьи 33-1 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», предусматривающей административную ответственность за неисполнение решений по вопросам местного значения, принятых на местном референдуме, а также на собраниях (сходах) граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий.

Не учтено, что ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 33-1 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области» предусмотрено исключение в случае, если ответственность за их неисполнение отдельно не установлена федеральными законами.

Полномочием на составление протокола по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в силу пункта 69 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обладают должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор, а дела об административных правонарушениях по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ, рассматривают судьи.

Поскольку в действиях ООО УК «ЖЭУ-13» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 33-1 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», постановление административной комиссии города Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

жалобу исполняющей обязанности директора ООО УК «ЖЭУ-13» ФИО1 удовлетворить.

Постановление административной комиссии города Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО УК «ЖЭУ-13» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 33-1 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции С.Е. Светлова