Дело№16-3709/2022
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва 1 августа 2022года
Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зенин В.А., рассмотрев жалобу первого заместителя главы администрации городского округа Шуя Ивановской области Б. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Шуйского судебного района в Ивановской области от 24 января 2021 года, решение судьи Шуйского городского суда Ивановской области от 28 марта 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Шуйского судебного района в Ивановской области от 24.01.2022 г. первый заместитель главы администрации городского округа Шуя Ивановской области Б. (далее - Б.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением Шуйского городского суда от 28 марта 2022 года постановление мирового судьи судебного участка № 1 Шуйского судебного района в Ивановской области от 24 января 2022 года изменено. Во вводной части постановления установочные данные лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении читать «Б., года рождения, <...>, первого заместителя главы Администрации городского округа Шуя, проживающей по адресу: , паспорт: , выдан 22.07.2014 Межрайонным отделением УФМС России по Ивановской области в г. Шуя года»; в описательно-мотивировочной части дату совершения правонарушения читать «29 октября 2021 года». В остальной части постановление мирового судьи судебного участка № 1 Шуйского судебного района в Ивановской области от 24 января 2021 года в отношении Б. оставлено без из изменения, жалоба Б. и её защитника Л. без удовлетворения.
Б. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Шуйского судебного района в Ивановской области от 24 января 2021 года, решение судьи Шуйского городского суда Ивановской области от 28 марта 2022 года отменить, производство по делу прекратить.
В жалобе Б. приводит доводы относительно незаконности выводов прокурора и судей, изложенных в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении и судебных актах, ссылаясь на то, что в постановлении Шуйской межрайонной прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении нет сведений о выявлении прокуратурой несоответствия закону действий Б. при проверке обращения Э. Ответ Э. дан 29.10.2021 года, т.е. в 30-тидневый срок предусмотренный Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В письме на имя Э. даны ответы на все вопросы, входящие в компетенцию Б. К ответу прилагается копия письма Главного архитектора — начальника комитета архитектуры и градостроительства Администрации г.о. Шуя от 27.10.21г. за №593, т.к. вопросы градостроительной деятельности и землеустройства не входят в специальную компетенцию Б. Факт получения ответа на обращение из Администрации заявительницей не оспаривается. При этом, Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не содержит критериев признания рассмотрения обращения не всесторонним и необъективным. Вопрос оценки полноты рассмотрения обращения и степени аргументированности ответа может быть предметом рассмотрения дел по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Сведений о том, что данный ответ был оспорен в названном порядке и признан незаконным, в том числе необъективным и не всесторонним, в материалы дела не представлен. Считает, что своими действиями, как должностного лица, при рассмотрении обращении Э., она не допустила нарушений норм Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Участники производства по делу об административном правонарушении извещены в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения не представили.
Изучив представленные материалы, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из материалов дела № следует, что с февраля 2021 года Б. назначена на должность первого заместителя главы администрации городского округа Шуя по экономическим вопросам (л.д.25). К полномочиям Б. относятся вопросы, связанные с экономикой, потребительским рынком и муниципальным контролем. Данные полномочия закреплены решением Городской думы городского округа Шуя № 2 от 27.01.2021 года «О структуре администрации городского округа Шуя» (л.д.24). На основании распоряжения Администрации городского округа Шуя от 28.04.2021 года в полномочия первого заместителя главы администрации городского округа Шуя по экономическим вопросам входят, в том числе, подписание рассматриваемых обращений граждан и юридических лиц в рамках своих полномочий (л.д.18-23). Шуйской межрайонной прокуратурой 12.11.2021 по адресу: , на основании заявления Э.., проведена проверка исполнения Администрацией городского округа Шуя требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ) (л.д. 1-3, 13-14, 16). 30.09.2021 года за вх. номером 957 на имя главы администрации городского округа ФИО1 поступило обращение Э. по вопросам соблюдения соседями строительных норм, по шуму от работ автоматических ворот и вопросу содержания территории, прилегающей к (л.д. 6). Рассмотрение обращения Э. 01.10.2021 поручено Главой городского округа ФИО1 первому заместителю главы администрации городского округа Шуя по экономическим вопросам Б. (л.д. 6). Данное обращение расписано Б. 05.10.2021 года для исполнения другим должностным лицам в соответствии с их компетенцией (л.д.6). 29.10.2021 года Б. подписан и зарегистрирован ответ Э. с приложением копии письма главного архитектора— начальника комитета архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Шуя от 27.10.21г. за №593 (л.д. 9-12). Данный ответ был получен Э. (л.д. 51).
Указанные выше действия Б.. были расценены прокуратурой как нарушение прав заявителя, предусмотренных Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) выразившиеся в нарушении объективности, полноты рассмотрения обращения Э. и стали основанием для вынесения в отношении неё постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 1-3).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Б. к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировым судьей, который при рассмотрении дела пришел к выводам о доказанности виновности должностного лица в совершении административного правонарушения. С выводами мирового судьи при пересмотре дела по жалобе лица, привлеченного к административной ответственности, согласился судья Шуйского городского суда.
Вместе с тем, с выводами судебных инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственный орган и органы местного самоуправления, к должностным лицам этих органов, а также порядок рассмотрения таких обращений урегулированы Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. При этом согласно пункту 3 статьи 5 Закона N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 закона.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Из положений статьи 10 Закона N 59-ФЗ следует, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившему в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В ответе Э. от 29.10.2021 на вх. №957 от 30.09.2021 за подписью Б. (л.д. 9-10, дело №) указано, что Администрация городского округа Шуя, рассмотрев её заявление о привлечении к административной ответственности жителей соседнего домовладения , сообщает следующее. В соответствии с ч, 4 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» копия обращения Э. направлена в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области для рассмотрения и принятия, мер по вопросу шума от работы автоматических ворот, установленных соседями по адресу: . Специалистом комитета муниципального контроля осуществлен выход по указанному в обращении адресу. В ходе осмотра установлено, что прилегающая к дому территория заросла сорной травой. Водоотвод перед домом имеется. В соответствии с требованиями п.3.1.8. Правил благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Шуя, утвержденных решением городской Думы городского округа Шуя от 27.09.2012г. № 142 (далее - Правил), согласно которому «обязанности по уборке и содержанию территории частного домовладения и прилегающей территории со стороны дорог, улиц возлагаются на собственника (пользователя) соответствующего частного домовладения», жительнице рекомендовано выполнить работы по кошению травы на прилегающей к дому территории, содержать водоотводную трубу и канаву в надлежащем состоянии (своевременно очищать от снега и грязи). При повторном выезде установлено, что трава на прилегающей к дому территории скошена. При осмотре земельного участка со стороны домовладения Э. установлено, что участок со стороны забора зарос травой, на расстоянии 1,5-2 м произрастают кустарники вишни. Согласно п. 23.2. Правил, расстояние от ствола кустарника до границы соседнего участка в частном домовладении должно быть не менее 1,5 м. Согласно п.22.1 Правил, владельцы зеленых насаждений несут ответственность за их удержание на своих территориях. Правилами не установлены требования по кошению травы на территориях частных домовладений. Однако, жительнице рекомендовано, в рамках соблюдения требований Правил по содержанию территории частного домовладения, очистить участок от сорной травы. Также Э. разъяснено право на обращения в суд в случае нарушения её прав жителями соседнего домовладения. В части разъяснения строительных норм к ответу приложена копия письма Главного архитектора-начальника комитета архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Шуя от 27.10.21г. за №593.
В письме от 27.10.21г. за №593 (л.д. 11-12, дело №) указано, что по обращению Э. сообщаем следующее. Комитетом архитектуры и градостроительства в соответствии с Постановлением Правительства Ивановской области от 17.06.2015 № 277-и «Об утверждении порядка и условий размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов» разрешение на укладку тротуарной плитки семье Ш. не выдавалось (). Рассматриваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Шуя (далее- Правила), утвержденными Решением городской Думы городского округа Шуя от 27.08.2015 N 145 (в редакции Решения городской Думы городского руга Шуя от 12.03.2018 №38), расположен в зоне индивидуальной жилой застройки - Ж-1-1 Г. соответствии с подпунктами 1,2,3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ выдача разрешения на строительство навеса, вольера, гаража не требуется, однако их строительство должно осуществляться в строгом соответствии с Правилами. В дополнение сообщаем, что 10.07.2013 Администрацией городского круга Шуя было выдано разрешение на реконструкцию ИЖД по адресу: . В настоящее время Администрация городского округа Шуя не имеет полномочий по регулированию вопроса укладки тротуарной литки на территории частных домовладений, так как местными нормативными правовыми актами данные мероприятия не предусмотрены. В дополнение сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 64 Земельного Кодекса РФ: "Земельные споры рассматриваются в судебном порядке". Если заявитель считает, что своими действиями соседи нарушают его права, то он вправе обратиться с исковым заявлением, в суд.
Проанализировав содержание ответов от 29.10.2021 и от 27.10.21г. за №593 вышестоящий суд приходит к выводу о том, что Э. дан ответ на её обращение в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Порядок рассмотрения обращений Э. должностными лицами Администрации городского округа Шуя не нарушен.
Данный вывод основан, в том числе, и на судебной практике Верховного Суда РФ (постановление Верховного Суда РФ от 25.06.2021 N 44-АД21-6-К7).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в действиях Б. отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие события административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом вышеизложенного, постановление мирового судьи судебного участка № 1 Шуйского судебного района в Ивановской области от 24 января 2021 года, решение судьи Шуйского городского суда Ивановской области от 28 марта 2022 года нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, производство по настоящему делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу первого заместителя главы администрации городского округа Шуя Ивановской области Б. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Шуйского судебного района в Ивановской области от 24 января 2021 года, решение судьи Шуйского городского суда Ивановской области от 28 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Б. отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции В.А. Зенин