ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3714/2021 от 22.07.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-3714/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Краснодар

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев протест прокурора Республики Крым Камшилова О.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 87 Феодосийского судебного района Республики Крым от 31 августа 2020 года, решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Карадагской научной станции им. Т.И. Вяземского – природного заповедника РАН – филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН» Литвина В.А.,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 87 Феодосийского судебного района Республики Крым от 31 августа 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Карадагской научной станции им. Т.И. Вяземского – природного заповедника РАН – филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН» Литвина В.А. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 ноября 2020 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В протесте, поданном в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, прокурор Республики Крым Камшилов О.А. просит судебные акты отменить, полагая их незаконными и необоснованными, дело направить на новое рассмотрение в Феодосийский городской суд Республики Крым.

Литвин В.А., извещенный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче прокурором протеста на указанные судебные акты, возражения не представил.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы протеста прокурора, прихожу к следующим выводам.

Статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов дела, Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках осуществления надзорной деятельности за исполнением законов о противодействии коррупции на поднадзорной природоохранной прокуратуре территории, проведена проверка соблюдения требований антикоррупционного законодательства Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Федерального исследовательского центра «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН», по результатам которой установлено, что на основании срочного трудового договора от 16 октября 2019 года № 348 и приказа от 16 октября 2019 года № 35-ЛС Верещак В.В. принят на работу в Карадагскую научную станцию им. ФИО4 - природный заповедник РАН - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН» на должность советника директора по особо охраняемым природным территориям и режиму на период с 16 октября 2019 года по 31 декабря 2019 года

Ранее Верещак В.В. занимал должность федеральной государственной службы – заместителя Керченского межрайонного природоохранного прокурора.

Согласно оттиску государственных знаков почтовой оплаты на конверте, сообщение о трудоустройстве Верещак В.В., подписанное заместителем директора учреждения Литвиным В.А., направлено посредством почтовой связи 9 ноября 2019 года за пределами установленного срока.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении директора Карадагской научной станции им. Т.И. Вяземского – природного заповедника РАН – филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН» Литвина В.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прекращая производство по делу, мировой судья и согласившийся с ним судья городского суда пришли к выводу о том, что трудоустройство бывшего государственного служащего - заместителя Керченского межрайонного природоохранного прокурора, в Учреждение на должность советника директора по особо охраняемым природным территориям и режиму, не связано с коррупционными рисками, поскольку Верещак В.В. осуществлял свою трудовую деятельность в государственном бюджетном учреждении и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой им должностью на государственной службе.

Вместе с тем, с данными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Частью 4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрена обязанность работодателя при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пунктом 4 Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативно - правовыми актами Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года № 29 (далее - Правила), сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в десятидневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.

Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 вышеуказанной статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее - Указ) установлен перечень должностей государственной службы.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 14 раздела II Перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557, пунктом 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 603 должность заместителя прокурора специализированной прокуратуры отнесена к должностям федеральной государственной службы, в частности должности прокурорских работников в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации.

Таким образом, работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должность государственной службы - заместителя прокурора специализированной прокуратуры, обязан в десятидневный срок сообщить о заключении такого договора представителю нанимателю (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется только на государственные (муниципальные) органы. При этом, исходя из смысла статьи 12 Закона о противодействии коррупции, обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.

В соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Положением о Карадагской научной станции им. Т.И. Вяземского - природный заповедник РАН - филиале Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН» указанное учреждение государственным (муниципальным) органом не является.

При таких обстоятельства, вывод нижестоящих инстанций об отсутствии у директора Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федерального исследовательского центра «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН» Литвина В.А. обязанности по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным служащим трудового договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица, является ошибочным.

При таких обстоятельствах имеет место существенное нарушение норм материального права, допущенное мировым судьей и не устраненное судьей городского суда при рассмотрении настоящего дела, влекущее за собой отмену судебных постановлений.

Срок давности привлечения к административной ответственности, равный шести годам, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по данному делу в настоящее время не истек.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 87 Феодосийского судебного района Республики Крым от 31 августа 2020 года, решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Карадагской научной станции им. Т.И. Вяземского – природного заповедника РАН – филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН» Литвина В.А., подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 87 Феодосийского судебного района Республики Крым.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 87 Феодосийского судебного района Республики Крым от 31 августа 2020 года, решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Карадагской научной станции им. Т.И. Вяземского – природного заповедника РАН – филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН» Литвина В.А., отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 87 Феодосийского судебного района Республики Крым.

Судья А.Е. Иванов

Решение20.09.2021