ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-372/2022 от 01.03.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-372/2022 (16-6583/2021)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 1 марта 2022 г.

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Агент Арсенал» генерального директора Юровой Н.Г. на вступившие в законную силу постановление судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 24 февраля 2021 г. и решение судьи Мурманского областного суда от 11 июня 2021 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Агент Арсенал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 24 февраля 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Мурманского областного суда от 11 июня 2021 г., общество с ограниченной ответственностью «Агент Арсенал» (далее – ООО «Агент Арсенал», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО «Агент Арсенал» генеральный директор Юрова Н.Г. ставит вопрос об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылаясь на недоказанность наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.

Мурманский транспортный прокурор уведомлен в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы, возражения в установленный срок не представил.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.

Частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы (примечание 2 к указанной статье).

В соответствии со статьей 107 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при помещении товара под процедуру таможенного транзита перевозчик должен предоставлять сведения о перевозимом товаре согласно пункту 6 указанной статьи.

Согласно статье 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при международной перевозке автомобильным транспортном перевозчик обязан сообщить таможенному органу, в том числе, сведения о наименовании товара, количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров, весе брутто (в килограммах) перемещаемого товара.

Данные сведения перевозчик сообщает путем представления таможенному органу следующих документов: международной транспортной накладной, имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары (инвойсы), транзитной декларации (статьи 80, 89 ТК ЕАЭС).

Из материалов дела следует и установлено судебной инстанцией, что основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явились следующие обстоятельства.

В ходе камеральной таможенной проверки, проводимой у общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», установлен факт сообщения таможенным представителем ООО «Агент Арсенал» на таможенный пост МАПП Салла Мурманской таможни (184060, Мурманская обл., Кандалакшский р-н, 73 км автодороги Кандалакша-Алакуртти-граница КПП «Салла») недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке и видах упаковок товаров, о наименовании и коде товаров, весе брутто товаров при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, при следующих обстоятельствах.

С территории Финляндии 7 апреля 2019 г. на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) на таможенный пост МАПП Салла Мурманской таможни прибыл грузовой автомобиль Mercedes-Benz, государственный регистрационный знак , с прицепом Schmitz, государственный регистрационный знак , под управлением водителя ФИО3 и грузовой автомобиль Mercedes-Benz, государственный регистрационный знак , с прицепом Schmitz, государственный регистрационный знак , под управлением водителя ФИО4

Согласно представленной на таможенный пост международной транспортной накладной (CMR) от 5 апреля 2019 г. № 050402 на таможенную территорию ЕАЭС в адрес ООО «<данные изъяты>» был ввезен товар «черепица из керамики» общим весом брутто 19 660 кг.

В целях доставки товаров в место декларирования товаров (на таможенный пост Мурманский Мурманской таможни) таможенным представителем ООО «Агент Арсенал», действующим от имени и по поручению ООО «<данные изъяты>», в рамках заключенного между сторонами договора таможенного представителя с декларантом от 16 ноября 2018 г. №0867/00-1157, на таможенный пост МАПП Салла в электронном виде была подана транзитная декларация №10207090/070419/0000096.

Согласно данной транзитной декларации под таможенную процедуру таможенного транзита помещался товар «черепица из керамики» общим весом 19 660 кг. В числе прочих сведений в транзитной декларации №10207090/070419/0000096 были указаны сведения о перевозчике товаров. Согласно графе 50 транзитной декларации №10207090/070419/0000096 перевозчиком товаров являлась иностранная организация «<данные изъяты>». На прицеп Schmitz, государственный регистрационный знак , должностным лицом таможенного поста было наложено средство таможенной идентификации – пломба с номером , а транзитная декларация №10207090/070419/0000096 таможенным постом была выпущена 7 апреля 2019 г.

Транзитная декларация №10207090/070419/0000096 была подана с применением электронной формы таможенного декларирования (далее - ЭТД). Товар перевозился по таможенной процедуре таможенного транзита из таможенного органа отправления – таможенного поста МАПП Салла Мурманской таможни в таможенный орган назначения – Мурманский таможенный пост Мурманской таможни.

Таможенному посту МАПП Салла Мурманской таможни для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита были представлены: ЭТД № 10207090/070419/0000096, международная транспортная накладная (CMR) от 5 апреля 2019 г. № 050402.

В ЭТД №10207090/070419/0000096 указано:

- графа 31 товар № 1 «Товар черепица из керамики». Без упаковки;

- графа 33 код ТНВЭД 6905100000;

- графа 35 общим весом 19660 кг брутто.

В CMR от 5 апреля 2019 г. №050402 указано:

- графа 9 наименование груза «Черепица из керамики»...;

- графа 10 код ТНВЭД 6905100000;

- графа 11 общим весом 19 660 кг брутто.

Вместе с тем, установлено, что 7 апреля 2019 г. с территории Финляндии через таможенный пост МАПП Салла на грузовом автомобиле Mercedes-Benz, государственный регистрационный знак , с прицепом Schmitz, государственный регистрационный знак , были ввезены товары – одежда и обувь б/у.

По факту уклонения от уплаты таможенных платежей путем незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза товара «одежда обувь», 30 августа 2019 г. возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В ходе проведения камеральной проверки и производства по уголовному делу установлено, что согласно заявленным в таможенных декларациях с MRN-номерами №№ , , , , , , , сведениям, вес вывезенных товаров составил 37 757,30 кг нетто, а стоимость товаров составила 342 024,27 Евро.

Согласно данным декларациям товар доставлялся в Российскую Федерацию. Получателем товаров в указанных таможенных декларациях значилось ООО «<данные изъяты>» (Санкт-Петербург, <адрес>), а отправителями товаров – иностранные организации UAB «<данные изъяты>», UAB «<данные изъяты>», UAB «<данные изъяты>», UAB «<данные изъяты><данные изъяты>», UAB «<данные изъяты>», UAB «<данные изъяты>», UAB «<данные изъяты>».

Также установлено, что грузовой автомобиль Mercedes-Benz, государственный регистрационный знак , с прицепом Schmitz, государственный регистрационный знак , под управлением водителя ФИО3 и грузовой автомобиль Mercedes-Benz, государственный регистрационный знак , с прицепом Schmitz, государственный регистрационный знак , под управлением водителя ФИО4, 8 апреля 2019 г. прибыли на склад ООО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, где ФИО5 был срезан трос, проходящий через кольца над брезентом, препятствующий доступу к грузовому отделению с товаром, без повреждения пломб, и находившиеся в прицепе товары (одежда и обувь б/у) были перегружены в полуприцеп Кессборер с государственным регистрационным номером , прицепленный к грузовому автомобилю Скания с государственным регистрационным номером , и полуприцеп марки «Кессборер», государственный регистрационный знак , прицепленный к грузовому автомобилю марки «Скания», государственный регистрационный знак . В прицеп Schmitz, государственный регистрационный знак , в свою очередь, была погружена кровельная черепица, хранившаяся на складе. После проведенных операций по перегрузке товаров средства таможенной идентификации на иностранных транспортных средствах были восстановлены и иностранные автомобили с прицепами проследовали на склад временного хранения ООО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, где с товаром «кровельная черепица» совершались таможенные операции. Грузовой автомобиль Скания с государственным регистрационным знаком и полуприцеп Кессборер с государственным регистрационным знаком под управлением ФИО6 и грузовой автомобиль Скания с государственным регистрационным знаком и полуприцеп Кессборер с государственным регистрационным знаком под управлением ФИО7 проследовали в Санкт-Петербург на склад ООО «<данные изъяты>», расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, <адрес>

После прибытия 10 апреля 2019 г. грузового автомобиля Скания с государственным регистрационным знаком и полуприцепа Кессборер с государственным регистрационным знаком , и грузового автомобиля Скания с государственным регистрационным знаком и полуприцепа Кессборер с государственным регистрационным знаком в Санкт-Петербург была осуществлена разгрузка полуприцепов.

В соответствии с составленными при этом документами – заявка поклажедателя № 4 от 9 апреля 2019 г., акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение № 4 от 10 апреля 2019 г. унифицированной формы МХ-1, акт № 1 приемки по количеству и качеству от 10 апреля 2019 г., заявка поклажедателя № 5 от 9 апреля 2019 г., акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение № 5 от 10 апреля 2019 г. унифицированной формы МХ-1, акт № 2 приемки по количеству и качеству от 10 апреля 2019 г., доверенность № 2 от 1 апреля 2019 г. на ФИО8, ООО «<данные изъяты><данные изъяты>» поместило на склад ООО «<данные изъяты>» 1 662 мешка с одеждой б/у. Прием товаров на хранение осуществлялся ООО «<данные изъяты>» в рамках заключенного с ООО «<данные изъяты>» договора № ОХ/38/18 ответственного хранения от 4 мая 2018 г.

Таким образом, по результатам камеральной проверки установлен факт сообщения таможенному органу отправления – таможенному посту МАПП Салла Мурманской таможни при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита недостоверных сведений о наименовании товара, количестве грузовых мест, весе брутто товаров путем представления транзитной декларации № 10207090/070419/0000096, являющейся недействительным документом, то есть документом, содержащим недостоверные сведения о товарах, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенные обстоятельства подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение таможенного законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Перевозчик, каковым в рассматриваемом деле является ООО «Агент Арсенал», согласно статье 3 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Заключена в г. Женеве 19.05.1956) отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты или лица действуют в рамках возложенных на них обязанностей. При этом положениями пункта 2 статьи 9 Конвенции определено, что при отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной.

При таких обстоятельствах, отсутствие таких оговорок в документах в случае выявления недостоверности заявленных в них сведений свидетельствует о недостаточной степени заботливости перевозчика о соблюдении требований таможенного законодательства, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.

До вступления в таможенные правоотношения перевозчик, заключив договор международной перевозки, вступает с отправителем (получателем) груза в гражданско-правовые отношения. При этом, учитывая, что ему предстоит выполнить обязанности перед таможенными органами Евразийского экономического союза, в частности, по представлению в месте прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза действительных документов на перевозимые товары, перевозчик должен принять все зависящие от него меры для надлежащего выполнения в последующем этих обязанностей.

При отсутствии возможности реализовать фактически свое право проверить достоверность сведений о товаре, например, при приемке груза, упакованного и пломбированного отправителем, перевозчик должен внести в транспортные перевозочные документы соответствующие обоснованные оговорки, что закреплено в пункте 2 статьи 8 Конвенции. Такие оговорки должны рассматриваться таможенными органами, осуществляющими таможенный контроль, как риск заявления недостоверных сведений о перемещаемом через таможенную границу Евразийского экономического союза товаре.

Наличие обоснованных оговорок в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах, содержащих недостоверные сведения о товаре, может свидетельствовать, в совокупности с другими доказательствами, об отсутствии у перевозчика реальной возможности проверить груз и соблюсти требования таможенного законодательства.

У перевозчика была достаточная возможность реализовать свое право на осуществление контроля за соответствием фактически загружаемого в транспортное средство товара сведениям, содержащимся в транспортных и коммерческих документах, либо на внесение оговорок в транспортные документы об отсутствии надлежащего контроля, и тем самым, с целью исключения возможности сообщения недостоверных сведений о товаре при перемещении его через таможенную границу Евразийского экономического союза и недопущения совершения административного правонарушения, однако указанной выше возможностью водители, как лица, представляющие в таможенных органах Евразийского экономического союза интересы перевозчика ООО «Агент Арсенал», не воспользовались.

При таких обстоятельствах, общество обоснованно привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ООО «Агент Арсенал» в пределах санкции части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.

Жалоба на постановление рассмотрена судьей Мурманского областного суда в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

постановление судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 24 февраля 2021 г. и решение судьи Мурманского областного суда от 11 июня 2021 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Агент Арсенал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Агент Арсенал» генерального директора Юровой Н.Г. – без удовлетворения.

Судья Третьего кассационного суда

общей юрисдикции Е.А. Широкова