ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3747/2021 от 27.05.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-3747/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27 мая 2021 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., изучив жалобу защитника ФИО4, действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью Специализированная Лифтовая Компания «Скансориум», на вступившее в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 ноября 2020 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Специализированная Лифтовая Компания «Скансориум»,

установила:

постановлением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 ноября 2020 г. общество с ограниченной ответственностью Специализированная Лифтовая Компания «Скансориум» (далее по тексту ООО Специализированная Лифтовая Компания «Скансориум», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО4 выражает несогласие с вынесенным в отношении общества судебным актом, приводя доводы его незаконности.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, кроме случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Частью 2 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, создающее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан либо возникновения аварии.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. №824 утвержден технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее по тексту ТР ТС 011/2011).

Настоящий технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. №743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» утверждены Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах.

Настоящие Правила устанавливают требования к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее - объекты).

Организация безопасного использования и содержания объекта обеспечивается владельцем объекта и включает в зависимости от вида объекта реализацию следующих мер: соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования», настоящих Правил, руководства (инструкции) по эксплуатации объекта и руководства (инструкции) по эксплуатации системы диспетчерского (операторского) контроля (при наличии); организация аварийно-технического обслуживания объекта в соответствии с положениями пунктов 18 и 19 настоящих Правил, руководства (инструкции) по эксплуатации объекта и руководства (инструкции) по эксплуатации системы диспетчерского (операторского) контроля (при наличии); выполнение мероприятий по устранению нарушений и неисправностей, выявленных при проведении технического освидетельствования и обследования объекта в сроки, указанные в акте технического освидетельствования объекта и заключении по результатам его обследования; приостановление использования объекта в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу граждан и организаций при наличии нарушений по перечню согласно приложению № 1, до устранения такой угрозы.

Приложением №1 к Правилам организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, установлен Перечень нарушений требований к обеспечению безопасности лифтов, подъемных платформ пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения аварии.

Согласно указанному перечню к нарушениям организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, относится в том числе, отсутствие руководства (инструкции) по эксплуатации объекта; непроведение в установленный срок технического освидетельствования или обследования лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее - объекты); несоответствие конструкции, элементов и составных частей объекта требованиям паспорта объекта, руководства (инструкции) по эксплуатации объекта, проектной документации по установке объекта, а также установочным и монтажным чертежам; нарушение установленных паспортом и (или) руководством по эксплуатации объекта требований в отношении электрических, механических и гидравлических устройств безопасности.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 г. N 743 (далее – Постановление №743) «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (вместе с «Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах») дано понятие «квалифицированный персонал», к которому относятся физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ, подтвердившие соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации»;

Согласно положениям пункта 3 статьи 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее - независимая оценка квалификации), - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела, в период 10-12 августа 2020 г. по адресам осуществления деятельности: <адрес>, адрес нахождения объекта: <адрес>, на основании распоряжения заместителя руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора №РП-283-2171-о от 04.08.2020 г. была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО Специализированная лифтовая компания «Скансориум» с целью проверки сведений, изложенных в мотивированном представлении от 3 августа 2020 г. государственного инспектора отдела государственного строительного надзора, надзора за подъемными сооружениями и котлонадзора по Оренбургской области Западно-Уральского управления Ростехнадзора ФИО2, вынесенного по результатам предварительной проверки сведений, изложенных в жалобе гражданина от 28 июля 2020 г. о фактах нарушения требований к организации безопасного использования, содержания и безопасной эвакуации из лифтов, расположенных по адресу: <адрес>

Государственный инспектор пришел к выводу о том, что ООО Специализированная лифтовая компания «Скансориум» допустило нарушение требований к обеспечению безопасности лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, создающее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан либо возникновения аварии, выразившиеся в том, что распоряжением начальника участка от 4 декабря 2019 года за лифтами ЛП-0411, зав., рег., ЛП-0621, зав. , рег. закреплен электромеханник ООО Специализированная лифтовая компания «Скансориум» ФИО3, не подтвердивший соответствие квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации».

Данные обстотятельства послужили основанием для составления государственным инспектором 21 сентября 2020 г. протокола об административном правонарушении по факту совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью Специализированная Лифтовая Компания «Скансориум».

Вместе с тем, судьей районного суда действия ООО Специализированная Лифтовая Компания «Скансориум» переквалифицированы с части 2 на часть 1 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обосновании данного решения судья указал, что допущенное обществом деяние выражено не в нарушении требований к обеспечению безопасности лифтов, а в нарушении требований к организации безопасного использования и содержания лифтов. Поскольку прошедший обучение с присвоением ему ДД.ММ.ГГГГ квалификации монтажник 5-го разряда ФИО3 был допущен до проведения работ по обслуживанию лифта 25 сентября 2019г., в то время как его квалификация была подтверждена свидетельством выданным АНО «ЦСП» только 30 июля 2020 г. Следовательно, в период с 25 сентября 2019 г. по 30 июля 2020 г. ФИО3 был допущен к проведению работ по обслуживанию лифтов без подтверждения им в установленном порядке квалификации, подлежащей проведению центром оценки квалификации.

С учетом данных обстоятельств судья Ленинского районного суда г. Оренбурга правильно пришел к выводу о переквалификации действий ООО Специализированная Лифтовая Компания «Скансориум» с части 2 на часть 1 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя об отсутствии у судьи районного суда правовых оснований для переквалификации правонарушения на стадии рассмотрения административного дела не основаны на законе.

Исходя из пункта 5 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 (ред. от 19 декабря 2013 г.) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» право окончательной юридической квалификации неправомерного деяния принадлежит суду, органу (должностному лицу), к компетенции которого отнесено рассмотрение дел соответствующей категории.

В протоколе об административном правонарушении, помимо юридической квалификации содеянного, указываются место, время совершения и событие административного правонарушения (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Следовательно, фактические обстоятельства дела, имевшие место на момент составления протокола и требующие правовой оценки, должны быть установлены компетентным должностным лицом и зафиксированы в протоколе об административном правонарушении применительно к конкретному правонарушению.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО Специализированная Лифтовая Компания «Скансориум» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что нижестоящим судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении ООО Специализированная Лифтовая Компания «Скансориум» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 ноября 2020 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Специализированная Лифтовая Компания «Скансориум», оставить без изменения, жалобу защитника ФИО4 - без удовлетворения.

Судья Э.Г.Штейн

Постановление04.06.2021