ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3774/2022 от 15.06.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-3774/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 15 июня 2022 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу Панова А.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи 1-го судебного участка Железнодорожного судебного района г.Новосибирска от 20 сентября 2021 г., решение судьи Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 20 декабря 2021 г., вынесенные в отношении генерального директора ООО УК МЖК «Монолит» Панова Андрея Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи 1-го судебного участка Железнодорожного судебного района г. Новосибирска от 20 сентября 2021 г., директор ООО УК МЖК «Монолит» Панов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 20 декабря 2021 г., постановление от 20 сентября 2021 г. изменено, из мотивировочной части исключено указание на допущение Пановым А.В. административного правонарушения, выразившегося в не указании сведений о суммарном объеме каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по электроэнергии, отоплению, горячему и холодному водоснабжению; размер штрафа снижен до 25 000 рублей.

В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Панов А.В. просит об отмене постановления и решений, прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 названной статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Как усматривается из материалов дела, ООО УК МЖК «Монолит» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: на основании лицензии от 27 апреля 2015 г. №054-000058, договора управления от 24 октября 2014 г.

25 мая 2021 г. в отношении ООО УК МЖК «Монолит» проведена проверка инспекцией ГЖИ НСО, по результатам которой составлен протокол № 08-04-015/1968-1 об административном правонарушении в отношении Панова А.В., являющегося директором ООО УК «Монолит», согласно которому с января по февраль 2020 года, а также в феврале 2021 г. ООО УК МЖК «Монолит» произвело начисление размера платы по статье «Вывоз снега» в отсутствие решения общего собрания собственников многоквартирного дома , собственнику (пользователю) жилого помещения , что является нарушением пункта 31 Правил содержания №491; пункта 8 Правил 416; части 7 статьи 156 ЖК РФ (пункт 1 ); в результате анализа платежных документов за период с января 2020 года по апрель 2021 года установлено, что ООО УК МЖК «Монолит» не указывает общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые, нужды (в том числе нормативный), предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по электроэнергии, отоплению, горячему и холодному водоснабжению, что является нарушением п.69 Правил № 354 (пункт 2).

По результатам проверки выдано предписание № 08-03-015/1968-1 от 25 мая 2021 г., согласно которому необходимо в срок до 31 июля 2021 г. устранить нарушения в части начисления размера платы за жилищные услуги по вывозу снега в зимний период по фактически понесенным затратам собственнику жилого помещения за период с января 2020 г. по февраль 2021 г. в отсутствие решения общего собрания собственников МКД4, в срок до 31 июля 2021 г. обеспечить отражение в справочной информации в едином платежном документе общих объемов каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды (в том числе нормативный), предоставленный в МКД за расчетный период, суммарный объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по электроэнергии, отоплению, горячему и холодному водоснабжению.

Позднее было представлено определение от 10 сентября 2021 г. старшего государственного инспектора отдела надзора в сфере платежей за ЖК Услуги государственной жилищной инспекции НСО, согласно которому исправлена техническая ошибка в п. 2 перечня мер по устранению, прекращению выявленных нарушений, проведению мероприятий по обеспечению соблюдения требований по предписанию № 08-03-015/1968-1 от 25 мая 2021 г., вынесенному по результатам документарной проверки ООО УК МЖК «Монолит», данный пункт изложен в редакции: обеспечить отражение в справочной информации в едином платежном документе общих объемов каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды (в том числе нормативный), предоставленный в МКД за расчетный период.

Нарушение по не отражению суммарного объема каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по электроэнергии, отоплению, горячему и холодному водоснабжению было указано в протоколе об административном правонарушении и вменено Панову А.В. в качестве нарушения как должностному лицу мировым судьей при вынесении оспариваемого постановления. Данное нарушение обоснованно учтено судьей районного суда при внесении изменения в мотивировочную часть постановления мирового судьи.

Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами. Факт включения расходов по уборке снега в платежные документы собственников подтвержден материалами дела, не оспаривается Пановым А.В., факт устранения выявленных нарушений им указывался при рассмотрении дела в качестве довода об отсутствии значительного материального ущерба.

Обязанность указания в платежном документе общих объемов каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды прямо предусмотрена нормативными актами Правительства РФ.

Платежный документ является основанием для внесения потребителем платы за коммунальные услуги и в нем указываются сведения о размере платы за предоставленные коммунальные ресурсы, которая рассчитывается исходя из объема их фактического потребления, определяемого по показаниям приборов учета (коллективных (общедомовых), индивидуальных (квартирных), а в случае их отсутствия исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Данный платежный документ формируется исполнителем и направляется потребителям.

Подпункт «е» пункта 69 Правил, закрепляющий положения об указании в платежном документе сведений о предоставленных коммунальных услугах в многоквартирном доме, основывается на указанных выше нормах жилищного законодательства. Такое правовое регулирование носит императивный характер, направлено на своевременное предоставление потребителю уведомительной и достоверной информации о фактически потребленных коммунальных услугах, в том числе на общедомовые нужды, и на исполнение им обязанности по внесению платы за коммунальные услуги согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В связи этим исполнитель коммунальной услуги, в том числе предоставляющий коммунальную услугу по подаче тепловой энергии, в целях доведения до потребителя уведомительной и справочной информации обязан сформировать платежный документ, отвечающий установленным Правилами требованиям и содержащий в том числе сведения о предоставленных коммунальных услугах в многоквартирном доме.

Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, которым дана правильная оценка судами нижестоящей инстанции и не ставят под сомнение наличие в действиях Панова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Постановление о привлечении Панова А.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение оспариваемых судебных актов не установлено, неустранимые сомнения в виновности Панова А.В. в совершении предъявленного правонарушения, отсутствуют.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены, вынесенных по делу постановления и решения, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи 1-го судебного участка Железнодорожного судебного района г. Новосибирска от 20 сентября 2021 г., решение судьи Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 20 декабря 2021 г., вынесенные в отношении генерального директора ООО УК МЖК «Монолит» Панова Андрея Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Панова А.В. – без удовлетворения.

Судья: А.А. Галлингер