ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3776/2021 от 25.06.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-3776/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 25 июня 2021 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу заместителя руководителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай Мизоновой М.Л. на вступившее в законную силу решение Верховного Суда Республики Алтай от 18 марта 2021г, вынесенное в отношении ООО «Майма-Молоко» ТД, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя руководителя- начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай № 3-580-кн-в от 02 сентября 2020г, оставленным без изменения решением Майминского районного суда Республики Алтай от 12 января 2021г, ООО «Майма-Молово» ТД признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Решением Верховного Суда Республики Алтай от 18 марта 2021г постановление заместителя руководителя начальника отдела государственного экологического надзора Республики Алтай от 02.09.2020г и решение Майминского районного суда Республики Алтай от 12.01.2021г отменены, производство по делу в отношении ООО «Майма-Молоко» ТД по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ прекращено на основании п. 3 ч.1 ст. 307. КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В жалобе заместитель руководителя- начальник отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай Мизонова М.Л.. просит отменить решение Верховного Суда Республики Алтай от 18.03.2021г, возвратить дело на новое рассмотрение

Представителем ООО «Майма-Молоко» ТД Решетовым Е.С. предоставлены возражения на жалобу..

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражений, прихожу к следующему выводу.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (пункт 1 статьи 34 названного закона).

В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается (пункт 2 статьи 51 данного закона).

Частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что 10.08.2020г ООО «Майма-Молоко» ТД нарушены требования ч.1 ст. 34, ч.1 ст. 39, ч.1,2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г 3 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выразившиеся в уничтожении плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. ООО «Майма-Молоко» ТД поставлены на государственный учет и эксплуатирует следующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду: поля фильтрации, расположенные по адресу Республика Алтай, Майминский район, 2 км на юго-восток от с. Карлушка; код объекта 84-0122-001838-П; II категория негативного воздействия на окружающую среду; свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду № DLMGNGQS от 04.12.2019;

объект по производству молочной продукции, расположенный по адресу: Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Нагорная,1; код объекта 84-0122-001839-П; II категория негативного воздействия на окружающую среду; свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду № DLMGNGQJ от 04.12.2019г.

Общество осуществляет деятельность по переработке молока, производству и реализации молока и молочной продукции, в результате которой образуются соответствующие отходы производства молочной продукции. Образующиеся отходы по самотечной канализации поступают в канализационную насосную станцию (КНС), в отстойник, откуда насосом по напорному коллектору направляются на поля фильтрации для размещения.

Для полей фильтрации ООО «Майма-Молоко» ТД использует земельный участок, площадью 55043 кв.м. категория: земли промышленности с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между <данные изъяты> и ООО «Майма-Молоко», сроком на 49 лет, переданного ООО «Майма-Молоко» ТД 03.10.2019г на основании договора переуступки права аренды земельного участка.

В ходе проведенного осмотра указанного земельного участка 03.07.2020г, по данному участку проходит трубопровод (напорный коллектор) на глубине 2,5 м, по которому перекачиваются жидкие отходы производства молочной продукции на поля фильтрации. Указанный коллектор протяженностью 1828м изготовлен из стальных труб диаметром 150мм в 1976г. На момент осмотра установлено, что траншея закопана, проведены земляные работы по планировке территории. По информации генерального директора Общества, поврежденный участок трубопровода заменен. 03.07.2020г специалистом Филиала «Центра лабораторного анализа и технических измерений по Алтайскому краю» произведен отбор 2 проб почвы в месте предполагаемого сброса отходов производства молочной продукции и 2 пробы почвы на сопредельной территории, не испытавшей негативного воздействия (фон), составлены соответствующие протоколы, из которых усматривается наличие изменений количественных показателей в пробах почвы, отобранных в месте сброса отходов, в сравнении с фоновыми показателями. На обследованном участке допущена порча плодородного слоя почвы, произошло загрязнение почвы солями тяжелых металлов (относящихся к первому классу опасности) валовой формы (кадмий, мышьяк), повышение щелочности почвы, изменение почвенной кислотности в щелочную сторону и снижение органического вещества (гумуса), отобранные пробы не соответствуют установленным нормативам и фоновой пробе почвы по определяемым показателям.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления протокола по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Майма-Молоко» ТД и привлечении их к ответственности по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Отменяя постановление должностного лица и решение районного суда, вышестоящий суд пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, а именно указал, что протокол отбора проб почвы, грунтов, осадков сточных вод от 03.07.2020г № 3-580-кн-в и соответственно экспертное заключение от 10.08.2020г № 8 являются недопустимыми доказательствами, поскольку пробы для исследования были взяты не с места повреждения напорного коллектора в точке с координатами 51 59 12,0 «Е085 52 10,4», а с другого места из точки с координатами 52 33 15.3 «Е085 14 0.29».

С выводами суда нельзя согласиться ввиду следующего.

ООО «Майма-Молоко» ТД выданы свидетельства об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, (л.д.9-8).

Согласно договора аренды земельного участка от 20.12.2013 № 370, заключенного между администрацией муниципального образования «Майминский район» и ООО «Майма-Молоко», в аренду, сроком на 49 лет передан земельный участок общей площадью 55043 кв.м., кадастровый номер , расположенный: <адрес> разрешенное использование: поля фильтрации, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, (л.д.59-56, акт приема передачи, л.д.55).

Из кадастровой выписки следует, что сооружение с кадастровым номером протяженность 1826м, наименование: напорный коллектор сточных вод, система координат МСК-04, зона 1, расположено в границах земельного участка с описанием координат характерных точек контура, (л.д.48-46).

ООО «Майма-Молоко» ТД выдана лицензия от 06.05.2020г на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, (л.д.44).

В рамках проведенного административного расследования составлены протоколы отбора проб почвы, грунтов, осадков сточных вод, (л.д.73-72), по результатам которых составлены протоколы испытаний почвы, (л.д.71-70).

Кроме того, к материалам расследования приобщен CD-диск с видео отбора проб почвы к протоколу взятия проб и образцов, (л.д.67).

Из совокупности приведенных доказательств следует, что в результате осуществления деятельности ООО «Майма- Молоко» ТД, на земельном участке, находящемся во владении общества, зафиксирован сброс жидких отходов, имеет место повреждение трубы. Проведены ремонтные работы по устранению выявленной неисправности. На месте углубления в земле в результате копания траншеи, зафиксировано наличие специфического запаха, следы деградации почвы в результате попадания отходов и (или) сточных вод В результате испытания взятых проб почвы установлено наличие изменений количественных показателей в пробах почвы.

Выводы суда о недопустимости доказательств: протоколов отбора пробы почв и экспертного заключения № 8 от 10.08.2020г основаны только на несоответствии приведенных координат, тогда как правовая оценка всем доказательствам, свидетельствующим о месте и времени произошедшего события правонарушения, не дана.

При проведении административного расследования и рассмотрении дела об административном правонарушении, директором общества не изложено каких-либо возражений относительно вмененного административного правонарушения, в том числе по месту его совершения. Следовательно суду необходимо было исследовать приведенные выше доказательства в полном объеме, в том числе путем допроса лиц, определивших координаты точек, описанных в протоколах.

При этом следует отметить, что материалы дела не содержат иных доказательств, опровергающих факт установленных нарушений, связанных с установлением места повреждения трубы и сбросом производственных стоков из поврежденного коллектора и произошедшей деградацией почвы в связи с осуществляемой обществом деятельностью, подробно изложенной выше.

Также из материалов дела не следует, что на указанном земельном участке, на котором выявлены повреждения (деградация) почвы, ведется иная деятельность иным лицом.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно требований статьи 26.1 КоАП РФ суд обязан был установить по настоящему делу обстоятельства, подлежащие выяснению, исследовать в полном объеме представленные доказательства и оценить их в совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Однако указанные нормы процессуального закона судом выполнены не были, что привело к неправильному рассмотрению дела.

На основании изложенного, решение суда подлежит отмене, с возвращением дела на новое рассмотрение, а жалоба подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья:

постановил:

жалобу заместителя руководителя-начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай Мизоновой М.Л. удовлетворить.

Решение Верховного Суда Республики Алтай от 18 марта 2021г, вынесенное в отношении ООО «Майма-Молоко» ТД, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ- отменить.

Дело возвратить в Верховный Суд Республики Алтай на новое рассмотрение.

Судья: С.Н. Михеева