ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3822/2023 от 14.07.2023 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№16-3822/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Краснодар 14 июля 2023 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу Ткаченко А.Н., на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 29 ноября 2022 года и решение судьи Верховного суда Республики Крым от 20 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра экономического развития Республики Крым Ткаченко Александра Николаевича,

установил:

постановлением судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 29 ноября 2022 года заместитель министра экономического развития Республики Крым Ткаченко А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Верховного суда Республики Крым от 20 февраля 2023 года постановление судьи районного суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Ткаченко А.Н. указывает на то, что судебные постановления вынесены без учета всех обстоятельств дела, вина не доказана и в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно части 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность предусмотрена за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ. Это деяние влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии с положениями статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены субсидии.

Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, форма которых предусмотрена, в том числе третьим абзацем статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999 (далее - Правила № 999).

Согласно пунктам 1 и 3 Правил № 999 настоящими Правилами устанавливаются общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации.

Государственными программами Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для достижения целей указанных программ. Правила предоставления указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российский Федерации от 15 апреля 2014 года № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее - Правила № 316).

Согласно пункту 1 Правил № 316 настоящими Правилами устанавливаются цели, порядок и условия предоставления начиная с 2021 года субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации в рамках подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Пунктом 34 Правил № 316 установлено, что предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее - ГИИС «Электронный бюджет») в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидии, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Условием предоставления субсидии является заключение и исполнение соглашения в соответствии с пунктом 10 Правил № 999.

Пункт 10 Правил устанавливает, что соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, в том числе должно содержать сроки и порядок представления в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчетности об осуществлении расходов бюджета ФИО2 Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии.

Согласно пункту 38 Правил ФИО2 Российской Федерации обеспечивают представление отчетов, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, в Министерство экономического развития Российской Федерации в указанные сроки в электронном виде с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Как следует из материалов дела, в ходе контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год (включая проверку исполнения федеральной адресной инвестиционной программы)» установлено нарушение главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета - Министерством экономического развития Республики Крым (далее - Министерство Субъекта), которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).

Так, 26 декабря 2020 года Министерством экономического развития Российской Федерации и Советом министров Республики Крым (далее - Субъект) в целях реализации мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» заключено соглашениео предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Субъекта на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в Субъекте (далее – Соглашение№139-09-2021-086).

Предметом Соглашения№139-09-2021-086является предоставление из федерального бюджета в 2021 - 2023 годах бюджету Республики Крым субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 139, раздел 04, подраздел 12, целевая статья 15 2 15 55270, вид расходов 523 в целях достижения результатов регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

В соответствии с пунктом 6.1.1 Соглашения№139-09-2021-086уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны Субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения и представлению отчетности, является Министерство экономического развития Республики Крым.

Таким образом, на Министерство Субъекта в целях соблюдения порядка предоставления и расходования субсидии возложены обязанности по представлению в Министерство экономического развития Российской Федерации достоверной отчетности в установленные сроки, в установленной форме и с требуемым содержанием.

Подпунктом 4.3.7 пункта 4.3 Соглашения№139-09-2021-086установлена обязанность Министерства Субъекта обеспечивать представление в Министерство экономического развития Российской Федерации в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» отчетов о достижении значений результатов использования Субсидии по форме согласно приложению к Соглашению№, являющемуся его неотъемлемой частью (ежеквартальные отчеты - не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом; ежегодные отчеты - не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом, ежегодные уточненные отчеты - не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным годом).

Вместе с тем, в нарушение срока, установленного пунктом 4.3.7 Соглашения№139-09-2021-086, Министерством экономического развития Республики Крым не обеспечено своевременное представление в Министерство экономического развития Российской Федерации в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» в установленный срок отчета о достижении значений показателей результативности Субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения на 1 октября 2021 года (дата представления отчета - не позднее 5 октября 2021 года включительно), так как указанный отчет представлен лишь 29 декабря 2021 года (нарушение срока составило 56 рабочих дней (85 календарных дней).

Невыполнение Министерством Субъекта предусмотренных Соглашением№139-09-2021-086обязательств по своевременному предоставлению соответствующего отчета Министерству экономического развития Российской Федерации в ГИИС «Электронный бюджет» является нарушением условий и (или) порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

Учитывая, что заместитель министра экономического развития Республики Крым Ткаченко А.Н. является должностным лицом, на которое возложена обязанность по обеспечению достижения задач и выполнения курируемыми структурными подразделениями министерства их функций, в частности по проведению мониторинга состояния и развития малого и среднего предпринимательства, осуществлению подготовки отчетов об эффективности использования средств федерального бюджета и бюджета Республики Крым на эти цели, при этом отчет, направленный в Министерство экономического развития Российской Федерации с нарушением срока, был подписан непосредственно Ткаченко А.Н., вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Ткаченко А.Н. протокола об административном правонарушении и вынесения судьёй районного суда постановления о привлечении последнего к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а судьями, на основании анализа представленных доказательств, сделан правильный вывод о наличии в действиях заместителя министра экономического развития Республики Крым Ткаченко А.Н. состава административного правонарушения.

Факт совершения заместителем министра экономического развития Республики Крым Ткаченко А.Н. правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 26.10.2022, соглашением о предоставлении субсидии №139-09-2021-086, отчетом от 29.12.2021, распоряжением Совета министров Республики Крым от 24.12.2020, приказом №577.1 от 25.12.2020, приказом №377 от 29.04.2021, положением о Министерстве экономического райзвития Республики Крым № 142 от 27.06.2014.

Указанные доказательства оценены судьями на предмет относимости, допустимости и достаточности с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.

Квалификация действий заместителя министра экономического развития Республики Крым Ткаченко А.Н. является правильной.

Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден. Доказательств, подтверждающих довод о нарушениях, допущенных при проведении обследования, не имеется.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт совершения Ткаченко А.Н. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю, что постановление судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 29 ноября 2022 года и решение судьи Верховного суда Республики Крым от 20 февраля 2023 года подлежат оставлению без изменения.

На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 29 ноября 2022 года и решение судьи Верховного суда Республики Крым от 20 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра экономического развития Республики Крым Ткаченко Александра Николаевича, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Д.В.Монмарь