ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-3862/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 21 июля 2023 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Триза» (далее ООО «Триза») Приданова А.Н. (далее Приданов А.Н.) на вступившие в законную силу постановление судьи Домодедовского городского суда Московской области от 22 апреля 2022 года, решение судьи Московского областного суда от 01 декабря 2022 года, вынесенные в отношении ООО «Триза» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Домодедовского городского суда Московской области от 22 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 01 декабря 2022 года, ООО «Триза» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде конфискации в собственность Российской Федерации товаров, явившихся предметами административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО «Триза» Приданов А.Н., не соглашаясь с выводами судебных инстанций, ссылается на отсутствие достаточной квалификации у эксперта, определившего рыночную стоимость товаров, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза - это ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза (подпункт 27); ввозом товаров на таможенную территорию Союза признается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами (подпункт 3).
Пунктами 1, 2 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 этого Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено указанным Кодексом.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в декларации на товары указываются сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения и др.
Статьей 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе: осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции; отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, выданного в соответствии со статьей 17 названного Кодекса; присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и (или) образцов товаров; знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и (или) образцов декларируемых им товаров; обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; пользоваться иными правами, предусмотренными названным Кодексом.
Декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных названным Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с названным Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом (часть 2 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
В соответствии с пунктом 3 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 данной статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Как усматривается из материалов дела, 17 февраля 2021 года на основании статьи 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза принято решение о проведении внеплановой таможенной проверки в отношении ООО «Домодедово Карго». Основанием для проведения проверки послужила информация, поступившая из ОРО Домодедовской таможни, свидетельствующая о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов. Предмет проверки – товары, прибывающие в аэропорт «Домодедово» и размещаемые на складе временного хранения ООО «Домодедово Карго».
21 февраля 2021 года в отдел таможенного оформления и таможенного контроля ЦЭД Шереметьевской таможни через систему электронного декларирования общество направило декларацию на товары для помещения под действие таможенной процедуры «Выпуск для внутреннего потребления» (ИМ 40) товаров, прибывших в аэропорт «Домодедово» из Японии по авианакладной от 20 февраля 2021 года (коммуникационное оборудование, 21 грузовое место, общим весом брутто 256,6 кг), согласно отметке в графе «D» декларации на товары выпуск товаров разрешен 21 февраля 2021 года.
В целях идентификации и установления фактического наименования и количества товаров, выпущенных по данной декларации в соответствии со статьей 328 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, должностными лицами Домодедовской таможни проведен таможенный досмотр товаров, прибывших по авианакладной от 20 февраля 2021 года и хранящихся на СВХ ООО «Домодедово Карго».
В результате сравнения заявленных в декларации сведений о товарах и сведений о досмотренных товарах, указанных в АТД, установлено, что в декларации на товары не задекларированы товары, имеющие рыночную стоимость 3 046 520 рублей и таможенную стоимость 2 018 378,76 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Триза».
Факт совершения ООО «Триза» данного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения ООО «Триза» к административной ответственности не нарушен.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дел об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делам доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства их совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ООО «Триза» верно квалифицированы по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Такая квалификация соответствует установленным обстоятельствам дела, нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.
Доводы заявителя в жалобе об отсутствии вины ООО «Триза» в совершении вмененного административного правонарушения несостоятельны, поскольку опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Триза» вправе было совершать операции по таможенному оформлению товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в том числе производить осмотр товара, оформлять таможенные декларации, декларации таможенной стоимости, формы корректировки таможенной стоимости и другие документы по требованию таможенного органа, представлять таможенному органу документы и сведения, необходимые для таможенных целей, однако указанные действия не произвело.
Довод жалобы об отсутствии требуемой квалификации у эксперта проверен судьей Московского областного суда и обоснованно опровергнут с приведением мотивов принятого решения со ссылкой на доказательства, имеющиеся в материалах дела.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Домодедовского городского суда Московской области от 22 апреля 2022 года, решение судьи Московского областного суда от 01 декабря 2022 года, вынесенные в отношении ООО «Триза» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Триза» Приданова А.Н. – без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина