ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3888/20 от 09.12.2020 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-3888/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 09 декабря 2020 г.

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу защитника Орловской Юлии Николаевны, действующей на основании ордера в интересах акционерного общества «Энерго-Газ-Ноябрьск» на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу от 19 марта 2020 года № 03/4-104/2020, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 мая 2020 года и решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 июня 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Энерго-Газ-Ноябрьск»,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу – заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования <данные изъяты> № 03/4-104/2020 от 19 марта 2020 года, юридическое лицо акционерное общество «Энерго-Газ-Ноябрьск» (далее – юридическое лицо, АО «Энерго-Газ-Ноябрьск») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 июня 2020 года, размер назначенного постановлением должностного лица административного штрафа снижен до 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник выражает несогласие с указанными выше актами, просит их отменить, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиям.

Согласно ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Как следует из материалов дела, на основании Приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЯНАО № 249-п от 22.07.2019 в период с 24.07.2019 по 20.08.2018 проведена внеплановая документарная и выездная проверка в отношении АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» по выполнению ранее выданного предписания об устранении нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № 17, выданного на основании акта проверки № 80 от 17.07.2018.

В ходе проведения проверки выполнения предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № 17, выданного на основании акта проверки № 80 от 17.07.2018, установлено, что АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» обязано в срок до 01.07.2019 устранить нарушение требований природоохранного законодательства, а именно прекратить сброс сточных вод на почву в районе поселка СМП-329 и провести рекультивацию загрязнённого земельного участка в месте сброса сточных вод из системы водоотведения в районе поселка СМП-329.

В рамках внеплановой документарной и выездной проверки, с целью установления факта наличия/отсутствия загрязнения и степени загрязнения почвы в сравнении с фоновыми показателями, на земельный участок, расположенный в районе поселка СМП-329, осуществлён выезд в присутствии представителя АО «Энерго-Газ-Ноябрьск».

Осмотром установлено: обследованный (загрязнённый) земельный участок располагается приблизительно в 135 метрах на северо-запад от жилых домов посёлка СМП-329 г. Ноябрьска. На указанном земельном участке располагается канализационный колодец, который имеет нарушение герметичности (скол) с одной из сторон, через который осуществляется вытекание (сброс) неочищенных сточных вод на рельеф местности. На Указанном земельном участке присутствует запах, характерный для неочищенных сточных вод. Указанный сброс образует ручей, который стекает в лесной массив вниз по склону. Указанный канализационный колодец имеет крышку, которая немного приоткрыта.

Привлечённым специалистом аккредитованной лаборатории - Центр коллективного пользования научным оборудованием федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет» произведён отбор проб почв с обследованного (загрязнённого) и фонового земельных участков.

Произведёнными лабораторными исследованиями проб почвы, отобранных с вышеуказанного загрязнённого (обследованного) земельного участка и фонового земельного участка, установлено и отражено протоколами комплексного химического | анализа (КХА) почв следующее:

- протокол КХА № 266/19 от 15.08.2019 проба № 1 фоновая: содержание обменного аммония 21,3 мг/кг; хлорид-ионов (хлоридов) менее 1,0 мг/кг; нефтепродуктов 83 мг/кг;

- протокол КХА № 267/19 от 15.08.2019 проба № 2 с обследованного (загрязнённого) земельного участка: содержание обменного аммония 59,48 мг/кг; хлорид-ионов (хлоридов) менее 1,73 мг/кг; нефтепродуктов 1645 мг/кг.

При анализе указанных протоколов КХА установлено, что на обследованном (загрязнённом) земельном участке содержание обменного аммония превышает фоновые показатели в 2,8 раза; содержание хлорид-ионов (хлоридов) превышает фоновые показатели в 1,7 раза; содержание нефтепродуктов превышает фоновые показатели в 19,8 раза.

В границах населенного пункта СМП-329 находится объект недвижимого имущества «Сети канализации поселка «СМП-329» (инв. 5005068) протяженностью 11182,70 п.м., расположенные по адресу: ЯНАО, г.Ноябрьск, пос. СМП-329, которые числятся в реестре муниципального имущества муниципального образования, являются собственностью муниципального образования город Ноябрьск и входят в состав производственно-технического комплекса «Сети водоотведения поселка СМП-329», протяженностью 1 182,70 п.м.

С 2015 сети канализации поселка «СМП - 329» находились в пользовании ОАО «Энерго- Газ-Ноябрьск» на основании договора аренды муниципального имущества от 30.12.2014 № 72/И.

В настоящее время сети канализации поселка «СМП-329» переданы АО «Энерго-Газ- Ноябрьск» по концессионному соглашению.

В ходе проведения проверки установлено, что АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» является лицом, допустившим загрязнение вышеуказанного земельного участка.

На период выдачи АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № 17, выданного на основании акта проверки № от 17.07.2018 (в июле 2018), законодательством Российской Федерации было предусмотрено проведение рекультивации в соответствии с требованиями, установленными Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (утв. Приказом Минприроды России и Роскомзема№ 525/67 от 22.12.1995).

В связи с указанным Акционерное общество «Энерго-Газ-Ноябрьск», являясь юридическим лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нарушило указанные требования, что выразилось в непроведении рекультивации земельного участка, расположенного в районе поселка СМП-329 города Ноябрьска с географическими координатами: N 63°09"11.4 Е 75°24"1 1,6.

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Ссылки на то, что проверка была начата преждевременно, ввиду обжалования предписания в арбитражном суде несостоятельны, поскольку само по себе оспаривание предписания в судебном порядке не изменят срок, в течении которого должны быть устранен нарушения закон и не продляет указанный срок.

Доводы поданной в кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств.

Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья кассационного суда общей юрисдикции,

постановил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу от 19 марта 2020 года № 03/4-104/2020, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 мая 2020 года и решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 июня 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица акционерного общества «Энерго-Газ-Ноябрьск» оставить без изменения, жалобу защитника Орловской Юлии Николаевны, действующей на основании ордера в интересах акционерного общества «Энерго-Газ-Ноябрьск» – без удовлетворения.

Судья

Седьмого кассационного суда

общей юрисдикции П.В. Степанова