№ 16-390/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 15 марта 2022 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества «Сбербанк России» (далее – ПАО «Сбербанк России») ФИО1 на вступившие в законную силу постановление врио начальника Управления Росгвардии по Ненецкому автономному округу от 23 марта 2020 года, решение судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 25 февраля 2021 года и решение судьи суда Ненецкого автономного округа от 21 апреля 2021 года, вынесенные в отношении ПАО «Сбербанк России» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением врио начальника Управления Росгвардии по Ненецкому автономному округу от 23 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 25 февраля 2021 года, ПАО «Сбербанк России» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Решением судьи суда Ненецкого автономного округа от 21 апреля 2021 года постановление врио начальника Управления Росгвардии по Ненецкому автономному округу от 23 марта 2020 года и решение судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 25 февраля 2021 года изменены. Из описательно-мотивировочной части данных решений исключены выводы о нарушении ПАО «Сбербанк России» пункта 142 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288, в части неуказания в книге выдачи и приема оружия номера партии изготовленных патронов. В остальной части указанные постановление и решение оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ПАО «Сбербанк России» ФИО1 выражает несогласие с названными постановлением должностного лица и судебными актами, ссылаясь на отсутствие в действиях ПАО «Сбербанк России» состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Аналогичные требования установлены пунктом 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных во исполнение указанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).
Согласно п. 169 Инструкции, комнаты для хранения оружия и (или) патронов (оружейные комнаты) должны соответствовать следующим требованиям их технической укрепленности:
169.2 Вентиляционные люки, отверстия в стенах, предназначенные для инженерных сетей, закрываются стальной решеткой из прутка диаметром не менее 16 мм с размером ячейки не более 50 х 50 мм.
Дверные проемы оборудуются:
сплошной стальной дверью толщиной не менее 3 мм, усиленной по периметру и диагоналям стальным профилем толщиной стенок не менее 3 мм и шириной полок (сторон) не менее 50 мм;
решетчатой дверью из прутка диаметром не менее 16 мм с размером ячеек не более 150 х 150 мм, который также приваривается по периметру и диагоналям;
стальным коробом из профиля с толщиной стенок не менее 5 мм и шириной полок не менее 100 мм.
Вышеуказанные металлические решетки в каждом месте пересечения прутьев и соединения с профилями провариваются, а концы коробов дверных проемов заделываются в стены на 80 мм и цементируются.
В соответствии с п. 168 Инструкции, на каждый сейф, пирамиду, шкаф, стеллаж и ящик заводится опись, в которой указываются виды хранящегося оружия, его количество и номера, а также прикрепляется бирка с указанием названия и порядкового номера согласно описи помещения, наименования подразделения (юридического лица), в пользовании которого находится оружие, а также фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность оружия, и номера его печати или оттиска пломбира.
Пункт 163 Инструкции возлагает на юридических лиц обязанность хранить оружие в сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах и ящиках, в частности чистым и смазанным, отдельно от патронов.
Согласно п. 125 Инструкции, учетные документы юридических лиц составляются согласно требованиям по ведению делопроизводства в подразделениях лицензионно-разрешительной работы, при этом записи в реестрах, книгах и журналах учета производятся на основании подлинных и исполненных приходно-расходных документов с указанием лицензий и разрешений, выданных органами внутренних дел.
Реестры, книги и журналы учета оружия и патронов, предусмотренные в настоящей Инструкции, а также формализованные бланки для автоматизированного учета перед их использованием подлежат обязательной регистрации в подразделениях лицензионно-разрешительной работы.
Порядок ведения документов внутреннего учета и обязанности лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов в организациях и подразделениях по осуществлению ими контроля за наличием оружия, определяются приказами руководителей юридических лиц с учетом требований настоящей Инструкции.
Пункт 127 Инструкции предусматривает ведение учетных документов лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате, в частности книга учета посещений объекта и подключений сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ПЦН);
В соответствии с п. 176 Инструкции в каждом месте хранения оружия и патронов вывешивается опись с указанием количества размещенных в них сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажей, их порядковых и инвентарных номеров, а также номеров печатей и оттисков пломбиров, которыми они опечатываются.
Согласно п. 142 Инструкции, в учетных документах сведения об оружии записываются с указанием его вида, типа, модели, калибра, номера, о патронах - дополнительно количество и номера партий изготовления.
Пункт 146 Инструкции предусматривает, что в организациях проводятся ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия, оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах.
Сверки оружия проводятся " комиссионно лицами, назначенными приказом руководителя юридического лица, а при необходимости - с участием сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы по месту учета оружия.
Перед проведением сверок в реестрах, книгах и журналах учета оружия и патронов подводятся итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов.
При отсутствии расхождений в результатах проведенных сверок в книгах учета оружия и патронов производятся отметки с указанием даты их проведения "Сверка проведена. Расхождений нет" и заверяются подписями лиц, проводивших проверку.
Из материалов дела следует, что центром лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Ненецкому автономному округу 3 марта 2020 года проведена проверка мест хранения оружия и патронов к нему Архангельского отделения № 8637 Сбербанка по адресу: <...>. В ходе данной проверки выявлены нарушения правил хранения, учета оружия и патронов к нему, а именно:
в нарушение п. 169.3 Инструкции дверные проемы выполнены из профиля в виде уголков стальных равнополочных, которые не имеют в своих параметрах стенки (в соответствии с ГОСТ 8509-93 «Уголки стальные горячекатаные равнополочные» уголки стальные горячекатаные равнополочные не имеют в своих параметрах стенки);
в нарушение п. 169.4 Инструкции концы коробов дверных проемов не заделаны в стены на 80 мм и не зацементированы;
в нарушение п. 169.3 Инструкции дверные проемы оборудованы сплошной стальной дверью, усиление которых по периметру и диагоналям, выполнены из профиля в виде уголков стальных равнополочных, которые не имеют в своих параметрах стенки (в соответствии с ГОСТ 8509-93 «Уголки стальные горячекатаные равнополочные» уголки стальные горячекатаные равнополочные не имеют в своих параметрах стенки);
в нарушение п. 169.4 Инструкции металлическая решетка не проварена в каждом месте соединения с профилем;
в нарушение п. 169.2 Инструкции вентиляционный люк в комнате хранения оружия не закрыт стальной решеткой из прутка диаметром не менее 16 мм с размером ячейки не более 50x50 мм;
в нарушение п. 168 Инструкции - в сейфе № № в заведенной описи отсутствуют сведения о номерах хранящегося в нем оружия, а также на прикрепленных бирках в сейфах № № и № № отсутствуют сведения о номерах печати или оттиска пломбира ответственного за сохранность оружия;
в нарушение п. 163 Инструкции оружие в сейфе № № - <данные изъяты><данные изъяты> хранится в нечищеном состоянии;
в нарушение п.п. 125, 127 (г) Инструкции в книге учета посещения объекта и подключения сигнализации на пульт централизованной охраны ФГКУ ОВО ВНГ России по Ненецкому автономному округу не проставлена дата на 30 января 2020 года в соответствующей графе, отсутствуют записи времени снятия с охраны комнаты хранения оружия 12 февраля 2020 года в 8 час. 12 мин., записи о снятии и взятии комнаты хранения оружия под охрану проставляются недостоверно, разница составляет более одного часа за 18 января 2020 года;
в нарушение п. 176 Инструкции на имеющихся в комнате для хранения оружия описях с указанием количества размещенных в ней сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажей, их порядковых и инвентарных номерах отсутствует информация о номерах печатей и оттисках пломбиров, которыми они опечатываются;
- в нарушение п. 146 Инструкции в книге учета наличия и движения поступающего, хранящегося и выдаваемого оружия и патронов перед проведением сверок не подводятся итоги, которые должны заверяться подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов, а также не заносятся отметки с указанием даты их проведения и не заверяются подписями лиц, проводивших проверку.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, не выполнившее требования пожарной безопасности, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции сочли, что ПАО «Сбербанк России» имело возможность для соблюдения норм применимого законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Действия ПАО «Сбербанк России» квалифицированы по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями законодательства об оружии.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в деянии ПАО «Сбербанк России» состава вмененного административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ПАО «Сбербанк России» в пределах санкции части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление врио начальника Управления Росгвардии по Ненецкому автономному округу от 23 марта 2020 года, решение судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 25 февраля 2021 года и решение судьи суда Ненецкого автономного округа от 21 апреля 2021 года, вынесенные в отношении публичного акционерного общества «Сбербанк России» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника публичного акционерного общества «Сбербанк России» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции