ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ | |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ | |
№ 16-391/2021 | |
г. Пятигорск |
Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу защитника должностного лица директора общества с ограниченной ответственностью «Дом здоровья» ФИО1 адвоката Лесняк В.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 7 г. Пятигорска Ставропольского края от 19 октября 2020 г., решение судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края от 27 ноября 2020 г., вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Дом здоровья» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 7 города Пятигорска Ставропольского края от 19 октября 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края от 27 ноября 2020 г., производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Дом здоровья» ФИО1 прекращено за малозначительностью совершенного им правонарушения с объявлением устного замечания.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник привлекаемого к административной ответственности должностного лица директора ООО «Дом здоровья» ФИО1 адвокат Лесняк В. В. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, полагая, что в действиях ФИО1 состав инкриминируемого ему деяния отсутствует.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок, либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а равно предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет за собой административную ответственность (статья 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как следует из протокола об административном правонарушении, директором ООО «Дом здоровья» ФИО1 сведения (документы), необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период - январь 2020 г. представлены несвоевременно в органы Пенсионного фонда (с нарушением срока, предусмотренного пунктом 2.5 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 2996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»), а именно 17 февраля 2020 г.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 данного Федерального закона страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пунктам 2.4 и 2.5 указанной статьи страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации сведения о трудовой деятельности. Указанные сведения представляются с 1 января 2020 года ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из пункта 2.6 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Формирование сведений о трудовой деятельности в форме электронного документа осуществляется страхователем с использованием программно-технических средств, применяемых им для автоматизации своей деятельности, или с использованием электронного сервиса, предоставленного на безвозмездной основе Пенсионным фондом Российской Федерации.
В силу статьи 15 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на страхователей возложена обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Обязанность по предоставлению сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица по форме СЗВ-ТД за январь 2020 года должна быть исполнена не позднее 15 февраля 2020 г.
Как следует из пункта 23 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 г. № 766н (далее - Инструкция), страхователи представляют в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 24 упомянутой Инструкции страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско- правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В соответствии с пунктом 29 Инструкции индивидуальные сведения могут быть представлены страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
а) на бумажном носителе (лично (его представителем) либо с использованием средств почтовой связи);
б) в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал и сайт ПФР, "личного кабинета", обеспечивающего возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
в) через многофункциональный центр.
Инструкцией установлено, что в случае заключения страхователем с территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации соглашения об обмене информацией в электронном виде с подтверждением электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» представление им индивидуальных сведений может осуществляться в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (абз. 2 пункта 32 Инструкции).
При представлении индивидуальных сведений в электронной форме территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа (абз. 3 пункта 32 Инструкции).
Обосновывая наличие в действиях директора ООО «Дом здоровья» ФИО1 состава инкриминированного ему правонарушения, нижестоящие суды сделали вывод о том, что при представлении страхователем индивидуальных сведений в электронной форме в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации указанная обязанность считается выполненной в случае фактического подтверждения органом приема таких сведений путем направления в адрес страхователя соответствующего подтверждения в форме электронного документа.
Однако этот вывод судов противоречит абзацу 2 пункта 32 вышеприведенной Инструкции, в соответствии с которым датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Таким образом, обязанность страхователя считается выполненной не только после подтверждения даты получения сведений органом Пенсионного фонда, но и при наличии подтверждения даты отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации оператором электронного документооборота.
В материалах дела имеется лицензионный договор между ООО «Крмпания Тензор» (Лицензиар) и ИП ФИО1 (Лицензиат) на использование «СБИС ЭО-Корпоративный» для сдачи отчетности в электронном виде до 10 компаний (л.д.53).
Из доверенности № 93 от 1 декабря 2017 г., действующей до 30 ноября 2020 г., усматривается, что ООО «Дом Здоровья» доверяет Турчиеву А.Г. заверять документы Доверителя по обязательному пенсионному страхованию, а также по персонифицированному учету усиленной квалифицированной электронной подписью и представлять их в государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Пятигорску Ставропольского края. (л.д.23).
В заявлении ООО «Дом Здоровья» на подключение страхователя к электронному документообороту ПФР от 11 февраля 2020 г. указаны сведения об операторе ЭДО ПФР - ООО «Компания Тензор» (л.д.20), полномочия о передаче ООО «Компания Тензор» право подавать документы в электронном виде в органы Пенсионного фонда зафиксированы в уведомлении, зарегистрированном в государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Пятигорску Ставропольского края 12 февраля 2020 г. (л.д.21-22).
Указанные доказательства подтверждают, что оператором электронного документооборота ООО «Дом Здоровья» являлась ООО «Компания Тензор». Из уведомлений о доставке, подтвержденных оператором электронного документооборота ООО «Компания Тензор» следует, что ООО «Дом Здоровья» отправлял отчет в электронном виде в орган Пенсионного фонда неоднократно: 14 февраля 2020 г. в 8:35:02, 14 февраля 2020 г. в 14:07:39, 14 февраля 2020 г. в 14:46:18, (л.д.26-35). Аналогичные сведения содержатся и в справке, приобщенной заявителем к жалобе.
Данные отчеты не были приняты органом Пенсионного фонда с указанием ошибки и кода причины УООП: (07010408) Страхователю рекомендовано подать заявление на подключение к электронному документообороту, тогда как заявление ООО «Дом Здоровья» на подключение Страхователя к ЭДО было зарегистрировано в Пенсионном фонде 12 февраля 2020 г., то есть с этой даты ООО «Дом Здоровья» было вправе направлять документы посредством электронного документооборота (л.д. 20-22).
Таким образом, оператором электронного документооборота ООО «Компания Тензор» подтверждена отправка документов ООО «Дом Здоровья» 14 февраля 2020 г. в адрес органа Пенсионного фонда, то есть директор этого Общества ФИО1 свои обязанности по предоставлению упомянутых документов в орган ПФР выполнил в установленный срок до 15 февраля 2020 г., что свидетельствует об отсутствии в его действиях состава инкриминируемого ему административного правонарушения, однако этим доказательствам судами надлежащей оценки дано не было.
Допущенные судьями нижестоящих судов процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Предусмотренная законом обязанность была исполнена путем предоставления сведений в установленный срок, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии в инкриминируемом ему деянии состава административного правонарушения, и влечет, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращение производства по делу.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится одно из следующих решений: об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 статьи 24.5, статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника директора общества с ограниченной ответственностью «Дом Здоровья» ФИО1 адвоката Лесняк В.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 7 города Пятигорска Ставропольского края от 19 октября 2020 г. и решение судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края от 27 ноября 2020 г., вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Дом Здоровья» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по настоящему делу прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев