ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-3934/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 1 августа 2023 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу начальника инспекции по Рязанской и Липецкой областям Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – ЦМТУ Росстандарта) Муха В.П. на вступившие в законную силу решение судьи Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 7 сентября 2022 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 1 декабря 2022 года, состоявшиеся в отношении заместителя директора – главного инженера акционерного общества «Оборонэнерго» (далее также – АО «Оборонэнерго») Баранова О.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника инспекции по Рязанской и Липецкой областям ЦМТУ Росстандарта от 8 апреля 2022 года заместитель директора – главный инженер АО «Оборонэнерго» Баранов О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 7 сентября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского областного суда от 1 декабря 2022 года, постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Муха В.П. просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
Баранов О.В., уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заявителем жалобы, возражения на нее не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении Баранова О.В. дела об административном правонарушении) нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Основанием для привлечения заместителя директора – главного инженера АО «Оборонэнерго» Баранова О.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные должностным лицом административного органа в постановлении от 8 апреля 2022 года выводы о том, что на основании приказов ЦМТУ Росстандарта должностными лицами названного органа в период с 7 февраля 2022 года по 3 марта 2022 года в отношении АО «Оборонэнерго» проведены плановые выездные проверки в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ) в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц. По результатам проведенных проверок установлено, что в Волго-Вятском филиале АО «Оборонэнерго» допущено нарушение раздела 0110 Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 982, пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ в части осуществления транспортирования (поставки) потребителям в системах электроснабжения сети общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц электрической энергии без сертификата соответствия. Ответственным за допущенное нарушение является первый заместитель директора – главный инженер АО «Оборонеэнерго» Баранов О.В.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу, поданную Барановым О.В. в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 7 сентября 2022 года постановление должностного лица отменил с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Принимая данное решение, судья районного суда исходил из того, что Баранов О.В. не является надлежащим субъектом вмененного ему административного правонарушения, поскольку обязанность иметь сертификат качества товара лежит на продавце электрической энергии. АО «Оборонэнерго» является территориальной сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии, то есть осуществляет комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; выпускает в обращение электрическую энергию ввиду того, что по пути следования электрической энергии до вводного устройства потребителя электрическая энергия меняет свое качество, трансформируясь по напряжению на электрических подстанциях сетевой организации от высокого напряжения магистральных линий электропередач до 220-380 вольт в электрической сети бытового потребителя, то есть фактически, происходит изготовление электроэнергии нового качества и новых физических свойств. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике». Исчерпывающий перечень расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, приведен в названном постановлении, среди которых расходы на проведение сертификации электроэнергии не указаны. На сетевую организацию не может быть возложена обязанность по сертификации электрической энергии в связи с тем, что она не производит электрическую энергию и не продает ее потребителям, а лишь оказывает услуги по передаче электроэнергии. При этом действующее законодательство не содержит обязанности сетевой организации иметь сертификат соответствия на названные услуги.
Судья областного суда, рассмотрев жалобу должностного лица административного органа Муха В.П., поданную в порядке статей 30.9, 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 1 декабря 2022 года судебный акт оставил без изменения, согласившись с выводами судьи районного суда.
Вместе с тем с принятыми по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации – это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Пунктом 3 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ предусмотрено, что Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ) к субъектам электроэнергетики относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности. Территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных данным Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В соответствии с разделом 0110 Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 982 (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 982), обязательной сертификации подлежит электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 года № 2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 года № 2425), вступившим в силу с 1 сентября 2022 года, признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 982. Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 года № 2425 утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, в котором также предусмотрены требования по сертификации электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц с указанием о том, что названные требования распространяются на субъекты электроэнергетики, владеющие на законном основании распределительными сетями и иными объектами электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - Правила № 861), потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 1 января 2013 года - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком). Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (далее - договор).
В силу подпункта «а» пункта 15 Правил № 861 при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Для разъяснения процедур сертификации электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц разработан ГОСТ Р 58289-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии, утвержденный и введенный в действие с 1 февраля 2019 года приказом Росстандарта от 29 ноября 2018 года № 1038-ст (далее - ГОСТ Р 58289-2018).
ГОСТ Р 58289-2018 предназначен для применения заявителями [сетевыми организациями, передающими электрическую энергию потребителям в точках поставки (далее - сетевые организации)], органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), специалистами органов государственного контроля (надзора) за сертифицированной продукцией, другими заинтересованными лицами.
В соответствии с пунктом 3.2 ГОСТ Р 58289-2018 заявителем на сертификацию электрической энергии является сетевая организация.
В пункте 3.13 ГОСТ Р 58289-2018 указано, что сетевая организация – это организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющая право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и не входящих в единую национальную электрическую сеть.
Согласно пункту 3.15 ГОСТ Р 58289-2018 изготовитель – это юридическое лицо (сетевая организация), передающее электрическую энергию потребителям в точках поставки.
Таким образом, сетевая организация, передающая электрическую энергию в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, обязана ее сертифицировать.
Как усматривается из материалов дела, АО «Оборонэнерго» является территориальной сетевой организацией, владеющей на праве собственности электрическими сетями, подстанциями, центрами питания, с использованием которых обеспечивает передачу электрической энергии общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц от сетевой организации в точках присоединения к сети энергопринимающих устройств потребителя.
В связи с изложенным выводы судебных инстанций основаны на ошибочном толковании норм закона, сделаны без учета приведенных выше правовых норм и являются неправильными.
Подобное рассмотрение дела судебными инстанциями не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
Допущенное судебными инстанциями нарушение носит фундаментальный, принципиальный характер, повлиявшее на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу судебных актов.
При этом в силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Вместе с тем Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года № 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Учитывая изложенное, решение судьи Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 7 сентября 2022 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 1 декабря 2022 года нельзя признать законными и подлежат отмене.
В настоящее время исключена возможность направления дела на новое рассмотрение, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Поскольку в рамках рассмотрения настоящей жалобы решение судьи Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 7 сентября 2022 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 1 декабря 2022 года признаны незаконными и подлежащими отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение невозможно, постановление начальника инспекции по Рязанской и Липецкой областям ЦМТУ Росстандарта от 8 апреля 2022 года также подлежит отмене, так как иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановлением начальника инспекции по Рязанской и Липецкой областям ЦМТУ Росстандарта от 8 апреля 2022 года, решение судьи Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 7 сентября 2022 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 1 декабря 2022 года, состоявшиеся в отношении заместителя директора – главного инженера акционерного общества «Оборонэнерго» Баранова О.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья А.В. Поддымов