№ 16-398/20
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 18 февраля 2020 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Светлова С.Е., изучив жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра» (ООО «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра») ФИО2 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 14 февраля 2019 года, решение судьи Вилючинского городского суда Камчатского края от 9 октября 2019 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 27 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении ООО «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра»,
у с т а н о в и л а:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Быкова А.В. от 14 февраля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Вилючинского городского суда Камчатского края от 9 октября 2019 года и решением судьи Камчатского краевого суда от 27 ноября 2019 года, ООО «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Защитник ООО «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра» (ООО «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра») ФИО2 подал жалобу в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, в которой просит отменить постановление должностного лица и решения судей, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра» к административной ответственности) использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 указанного Кодекса).
Из части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации следует, что в границах прибрежных защитных полос запрещаются размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
Согласно общим требованиям в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, закрепленным в пункте 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в редакции закона, действовавшего на момент привлечения общества к административной ответственности, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Изложение названной нормы в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 453-ФЗ обязывает ведение хозяйственной и иной деятельности с проведением мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основанием для привлечения ООО «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра» к административной ответственности послужила деятельность в границах водоохранной зоны с нарушением ограничений хозяйственной деятельности. Общество допустило сброс нечистот, неочищенных, загрязненных сточных вод, отходов и отбросов, отходов рыбопереработки непосредственно на береговую полосу бухты Богатыревка Авачинской губы в результате деятельности рыбоперерабатывающего завода. На земельном участке с кадастровым номером 41:02:0010109:24 размещен септик-жироуловитель для размещения отходов производства и потребления рыбоперерабатывающего завода в водоохранной зоне Охотского моря; размещены и эксплуатируются 11 металлических контейнеров грузовместимостью до 20 тонн; размещены и эксплуатируются 6 металлических контейнеров грузовместимостью до 40 тонн; используется автотранспорт, тяжелая гусеничная и колесная спецтехника на земельном участке без твердого покрытия по обслуживанию, очистки территории от снежного покрова, откачке и вывозу сточных вод из септика-жироуловителя; используется автотранспорт, тяжелая гусеничная и колесная спецтехника на земельном участке без твердого покрытия по очистке территории рыбоперерабатывающего завода в водоохранной зоне бухты Богатыревка Авачинской губы и бухты Крашенниникова; используется автотранспорт, тяжелая гусеничная и колесная спецтехника на земельном участке без твердого покрытия при разгрузке и выгрузке рыбы-сырца в бункер-накопитель; допустило движение и стоянку транспортных средств на земельном участке без твердого покрытия. ООО «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра» допустило строительство, отделку и реконструкцию здания рыбоперерабатывающего завода и иную деятельность на земельных участках с кадастровым номером 41:02:0010109:553; 41:02:0010109:558; 41:02:0010109:629; 41:02:0010109:630; 41:02:0010109:631 без согласования с Федеральным агентством водных ресурсов.
Факт совершения ООО «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра» административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: актом обследования территории (акватории) бухты Богатыревка Авачинской губы ЗАТО город Вилючинск от 28 ноября 2018 года (т.1 л.д. 33-36), топосьемкой (т.1 л.д.42-45), экспертным заключением от 28 ноября 2018 года о нарушении специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности с фототаблицами (т. 1 л.д. 60-67), актом измерения расстояния от источника загрязнения до береговой линии с топоснимками (т.1 л.д.135-137), договором аренды на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 41:02:0010109:24 (т.1 л.д.178-181), договором аренды земельного участка с кадастровым номером 41:02:0010108:216 (т.1 л.д.184-188), договором на прием и очистку сточных вод в систему канализации с двух объектом: РКЗ «Чайка, расположенного в городе Вилючинске и рыбоперерабатывающего завода, расположенного в городе Елизово (т.1 л.д.213), протоколом осмотра помещений, территорий, принадлежащих ООО «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра» с фототаблицами (т.1 л.д.231-245), путевыми листами грузовых автомобилей (т.2 л.д.14-58), экспертным заключением от 30 января 2019 года об осуществлении ООО «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра» хозяйственной деятельности с нарушением требований закона с фототаблицами (т.2 л.д.-109), протоколом об административном правонарушении (т.2 л.д. 110-118), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Отсутствие нового договора аренды земельного участка, не исключает фактическое пользование таким участком. На обращение директора ООО «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра» ФИО3 администрацией ЗАТО город Вилючинск 29 ноября 2018 года сообщено, что за рыбоперерабатывающим заводом числится задолженность по арендной плате за фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 41:02:0010108:216 (т. 1 л.д.102).
Установление септиков - жироуловителей, строительство, реконструкция объектов недвижимости, использование спецтехники и автотранспорта, установление контейнеров в водооохранной зоне, сброс нечистот, неочищенных, загрязненных сточных вод, отходов и отбросов, отходов рыбопереработки непосредственно на береговую полосу бухты Богатыревка, не связано с наличием или отсутствием системы канализации и колодцами, расположенными за территорией рыбоперерабатывающего завода, в связи с чем довод об отсутствии колодцев на его территории не является основанием к освобождению общества от административной ответственности.
Невнесение соответствующих сведений о включении береговой полосы в водный реестр не освобождает пользователя от ответственности за нарушение режима использования водоохранной зоны и не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения.
Ширина водоохранной зоны предусмотрена непосредственно Водным кодексом Российской Федерации.
Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено ООО «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра» в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц. При этом оснований для применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса не имеется.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л а:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 14 февраля 2019 года, решение судьи Вилючинского городского суда Камчатского края от 9 октября 2019 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 27 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении ООО «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра», оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра» ФИО2 - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции С.Е.Светлова