ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4012/2022 от 27.07.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-4012/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 27 июля 2022 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу директора муниципального казенного учреждения г. Нягани «Управление городского хозяйства» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Няганского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 марта 2022 года, решение судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального казенного учреждения г. Нягани «Управление городского хозяйства»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Няганского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 апреля 2022 года, юридическое лицо муниципальное казенное учреждение г. Нягани «Управление городского хозяйства» (далее также - МКУ г. Нягани «УГХ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, директор учреждения ФИО1 выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ) деятельность по содержанию и ремонту автомобильных дорог включена в общее понятие дорожной деятельности.

В силу положений статьи 13 и 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.

В силу пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, осуществляемых в установленные сроки (в частности для зимней скользкости установлены в зависимости от категории дорог от 4 до 12 часов с момента ее обнаружения).

Пунктом 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что формирование на улицах снежных валов не допускается, в том числе на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в пределах треугольника видимости.

Из материалов дела следует, что 04 февраля 2022 года в 11 часов 00 минут МКУ г. Нягани «УГХ», являясь организацией, ответственной за содержание улично-дорожной сети г. Нягани, не приняло своевременно меры допустило нарушение в зимнем содержании автомобильных дорог, а именно: на пересечении ул. Чернышова и ул. Строительная г. Нягани в нарушение требований пункта 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 на пересечениях улиц в одном уровне сформирован снежный вал в пределах треугольника видимости высотой 1,66 м; в нарушение пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части имеется зимняя скользкость в виде снежного наката.

Данные обстоятельства, указывающие на несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, послужили основанием для составления в отношении учреждения протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела МКУ г. Нягани «УГХ» привлечено к административной ответственности.

Фактические обстоятельства несоблюдения МКУ г. Нягани «УГХ» требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог местного значения, подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым при рассмотрении дела и при рассмотрении жалобы на постановление дана надлежащая правовая оценка. Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено. Действия юридического лица правомерно квалифицированы по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы о недоказанности нарушений в связи с тем, что замеры снежного вала произведен с нарушением требований пункта 9.5.2 ГОСТ Р 50597-2017, являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отклонены. В настоящем случае надлежащим средством измерения производилось измерение высоты одного снежного вала, само наличие снежного вала, в том числе с учетом сделанного измерения сомнений не вызывает.

Доводы о том, что не производились надлежащие замеры ширины снежного вала, не производились замеры расстояния до остановочного пункта, указанные замеры не нашли отражения в акте, не свидетельствуют об отсутствии нарушений. В настоящем случае вменено конкретное нарушение пункта 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 в виде формирования снежного вала на улицах на пересечениях улиц в одном уровне в пределах треугольника видимости, при этом нарушение иных требований к формированию снежного вала, в том числе на недопустимом расстоянии от остановочного пункта не вменялось.

Факт формирования снежного вала с нарушением указанного требования пункта 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 с учетом представленной фототаблицы также является очевидным. В связи с изложенным обоснованность вменения нарушений требований пункта 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 сомнений не вызывает.

Наличие данного нарушения, как и наличие нарушения пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 в виде зимней скользкости (снежного наката), вопреки доводам жалобы, подтверждены должной совокупностью доказательств по делу (в том числе фототаблицей и актом выявленных недостатков, где данные нарушения прямо отражены и зафиксированы). Указанные доказательства, подтверждающие вину учреждения, обоснованно оценены в качестве относимых, допустимых, достоверных и в совокупности с иными материалами дела в качестве достаточных для установления обстоятельств, необходимых для правильного разрешения дела. Нарушение требований закона при получении доказательств по делу не установлено. Требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях они отвечают.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из Устава МКУ г. Нягани «УГХ» следует, что целью и предметом деятельности данного специально созданного учреждения является, помимо прочего, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, соответственно, МКУ г. Нягани «УГХ» является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. МКУ г. Нягани «УГХ», являясь лицом, ответственным за содержание дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, имея возможность для соблюдения требований ГОСТ Р 50597-2017, не приняло все необходимые меры по соблюдению требований обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих выполнению МКУ г. Нягани «УГХ» возложенных на него законом обязанностей, в дело не представлено, в связи с чем учреждение обосновано привлечено к административной ответственности. Так обстоятельства финансирования учреждения из бюджета, отсутствие производственных мощностей для самостоятельного проведения работ по содержанию, организация аукционов и заключения муниципального контракта, не освобождали МКУ г. Нягани «УГХ» от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, доказательств принятия всех возможных мер соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения (в том числе путем своевременного и полного контроля за надлежащим исполнением подрядчиком муниципального контракта), при содержании автомобильных дорог местного значения (в силу самого факта выявленного нарушения в виде нарушений зимнего содержания автомобильной дороги), не имеется. Обстоятельства проведения работ по устранению выявленных нарушений позднее - в 16 часов 15 минут (с приложенными в дело доказательствами) не указывают на отсутствие состава административного правонарушения по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку работы выполнены после выявления и фиксации должностным лицом данных нарушений, уже указывавших на несоблюдение МКУ г. Нягани «УГХ» требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.

Имеющиеся в деле доказательства подтверждают обоснованность привлечения учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неустранимых сомнений в виновности не имеется.

Протокол об административном правонарушении составлен при надлежащем уведомлении в присутствии защитника уполномоченным должностным лицом, отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Защитнику разъяснены права, правом выразить несогласие с вмененным нарушением защитник воспользовался. Отсутствие в протоколе сведений о категориях дорог факт нарушений под сомнение не ставят. Сведения о категориях дорог (3 и 4) в ходе рассмотрения дела установлены в ходе рассмотрения дела, при этом данные сведения никак не указывают на необоснованность привлечения МКУ г. Нягани «УГХ» к административной ответственности (в части нарушений требований 8.1, 8.8ГОСТ Р 50597-2017)

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении мировым судьей требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, все обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе относительно виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.

При пересмотре дела по жалобе на постановление судья городского суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.

Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 Няганского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 марта 2022 года, решение судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального казенного учреждения г. Нягани «Управление городского хозяйства» оставить без изменения, жалобу директора муниципального казенного учреждения г. Нягани «Управление городского хозяйства» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Седьмого кассационного

суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова