ФИО1 КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
<адрес> 14 июля 2020 года
Судья ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу внешнего управляющего ООО «БиММ-2000» ФИО2 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 23 в Омском судебном районе Омской области от 19 сентября 2019 года и решение судьи Омского районного суда Омской области от 19 декабря 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Большая и малая механизация – 2000» (далее – ООО «БиММ-2000», Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 23 в Омском судебном районе Омской области от 19 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Омского районного суда Омской области от 19 декабря 2019 года, ООО «БиММ-2000» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в кассационный суд, внешний управляющий Общества ФИО2 просит постановление и решение отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в обоснование указывает, что защитное сооружение гражданской обороны (далее – ЗС ГО) находится в государственной собственности, Обществу не принадлежит, в ведение, управление в установленном порядке не передавалось, ООО «БиММ-2000» не является правопреемником ЗАО «БиММ», которому ЗС ГО было передано на хранение по договору от 27 апреля 2000 года.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.20.7 КоАП РФ невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
Согласно п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
Согласно п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309, организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Согласно п.п.1.2, 1.3, 3.2.1 названных Правил требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Аналогичные требования к обеспечению постоянной готовности помещений к переводу в ЗС ГО содержатся в п.2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575, п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687.
Из обстоятельств дела следует, что на основании распоряжения начальника территориального отдела УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> от 23.07.2019 №/ГО в отношении ООО «БиММ-2000» (адрес места нахождения: <адрес>, офис 2) проведена плановая выездная проверка в рамках осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны, по результатам которой установлено следующее: 9 августа 2019 года в 15.00 часов Обществом, осуществляющим деятельность по адресу: <адрес>, - нарушены требования п.1 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804, п.п.2, 3-6, 10-12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309, п.п.3.2.1, 3.2.25, 4.1.1-4.1.7 и др. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, п.п.2-15 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575, п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, а именно:
1. Не осуществляется поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию объекта гражданской обороны;
2. Не планируются мероприятия по подготовке ЗС ГО в готовность к приему укрываемых, техническому обслуживанию ЗС ГО, текущему и капитальному ремонту;
3. Не выполняются требования по обеспечению готовности помещений к переводу их на режим защитных сооружений, условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время, условия для безопасного пребывания укрываемых в условиях ЧС мирного времени;
4. Не обеспечено содержание в исправном состоянии и готовности использованию по назначению защитных устройств и помещений для укрываемых;
5. Не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования ЗС ГО в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению;
6. Не проводится оценка технического состояния ЗС ГО;
7. Не производится техническое обслуживание технических систем ЗС ГО;
8. Не производится планово-предупредительный ремонт технических систем ЗС ГО;
9. Не осуществлена подготовка к проведению мероприятий по приведению ЗС ГО в готовность к приему укрываемых;
10. Не обеспечиваются постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению, условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО в военное время, в условиях ЧС мирного времени;
11. Не проводятся мероприятия по подготовке ЗС ГО в готовность к приему укрываемых, техническому обслуживанию 3С ГО, текущему и капитальному ремонту ЗС ГО;
12. Не соблюдаются противопожарные требования при эксплуатации ЗС ГО в зависимости от назначения помещений в мирное время.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 09.08.2019 № 7/ГО.
Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 09.08.2019, актом проверки от 09.08.2019 № 7/ГО, паспортом убежища, выпиской из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Омской области, актом инвентаризации от 03.08.2018, фототаблицей, выпиской из ЕГРН, объяснением внешнего управляющего ООО «БиММ-2000» ФИО2 от 09.08.2019.
Таким образом, вывод о наличии в действиях ООО «БиММ-2000» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Факт совершения Обществом вмененного правонарушения подтвержден совокупностью вышеперечисленных доказательств и сомнений не вызывает. Доказательства оценены по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения их допустимости, относимости, достоверности и полноты.
При этом судьей районного суда был исследован и правомерно отклонен довод Общества о том, что оно не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку ЗС ГО Обществу не передавалось.
В соответствии с п.2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 N 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Судья правомерно исходил из того, что отсутствие соответствующего договора передачи на ответственное хранение и в пользование ЗС ГО не исключает вину Общества в совершении вмененного правонарушения, поскольку исходя из положений вышеприведенных п.1 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309, п.3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, обязанность по сохранению, поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, обеспечению постоянной готовности помещений к переводу в ЗС ГО лежит на организации, эксплуатирующей ЗС ГО.
Из обстоятельства дела следует, что ЗС ГО находится на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ООО «БиММ-2000», и эксплуатируется данной организацией.
Иные доводы, которые не были бы предметом оценки судьи районного суда, в жалобе, поданной в кассационный суд, не приводятся.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Наказание ООО «БиММ-2000» назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в минимальном размере санкции ч.1 ст.20.7 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену постановления, решения не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 23 в Омском судебном районе Омской области от 19 сентября 2019 года и решение судьи Омского районного суда Омской области от 19 декабря 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Большая и малая механизация – 2000» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу внешнего управляющего ООО «БиММ-2000» ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Ковалюк