№ 16-40/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 14 января 2020 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 26 Центрального района города Хабаровска Хабаровского края от 11 июля 2019 года и решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 20 сентября 2019 года в отношении ТСЖ «Старый Хабаровск» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением мирового судьи судебного участка № 26 Центрального района города Хабаровска Хабаровского края от 11 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 20 сентября 2019 года, юридическое лицо – товарищество собственников жилья «Старый Хабаровск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ФИО1 просит судебные акты отменить, как незаконные.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу части 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пункта 10 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре» к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, в целом применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ).
На территории Хабаровского края региональный жилищный надзор осуществляет комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (пункт 3.1.2.10 Положения о комитете регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлениям Правительства Хабаровского края от 16 октября 2012 года № 371-пр).
Частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ предусмотрено, что в рамках проведения документарной проверки в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, допустившие нарушение названного Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 18 марта 2019 года № 914-р заместителя председателя комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края начата внеплановая документарная проверка в отношении ТСЖ «Старый Хабаровск» с целью осуществления государственного жилищного надзора в связи с поступившими обращениями граждан. 18 марта 2019 года в адрес ТСЖ «Старый Хабаровск» направлен мотивированный запрос о необходимости предоставления документов, указанных в распоряжении № 914-р. Мотивированный запрос и распоряжение были получены ТСЖ «Старый Хабаровск» 29 марта 2019 года, о чем свидетельствует отчет об отслеживании почтового отправления. В ответ на мотивированный запрос и распоряжение ТСЖ «Старый Хабаровск» представило в комитет письмо от 1 апреля 2019 года, в котором дало ответы на ряд поставленных вопросов, но не представило запрошенные на основании распоряжения комитета следующие документы и сведения: - об оборудовании МКД индивидуальными приборами учета отопления; - письменный расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению по жилым помещениям № 4, 52 МКД за период с октября 2018 года по январь 2019 года включительно; - копию договора на поставку коммунального ресурса тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) между проверяемым лицом и ресурсоснабжающей организацией; - копии платежных документов, направляемых по жилым помещениям № 4, 52 МКД за период с августа 2018 года по январь 2019 года включительно; - письменный расчет размера платы за коммунальный ресурс по электрической энергии, потребляемый при содержании общего имущества, включенный в состав платы за услуги по содержанию и ремонту жилья, за период с августа 2018 года по декабрь 2018 года включительно (со ссылкой на нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми проверяемое лицо производило расчеты) по жилому помещению № 4 МКД (помесячно); - письменный расчет размера платы за коммунальный ресурс по холодному водоснабжению, потребляемый при содержании общего имущества, включенный в состав платы за услуги по содержанию и ремонту жилья, за период с августа 2018 года по декабрь 2018 года включительно (со ссылкой на нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми проверяемое лицо производило расчеты) по жилому помещению № 4 МКД (помесячно); - письменный расчет размера платы за коммунальный ресурс по горячему водоснабжению, потребляемый при содержании общего имущества, включенный в состав платы за услуги по содержанию и ремонту жилья, за период с августа 2018 года по декабрь 2018 года включительно (со ссылкой на нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми проверяемое лицо производило расчеты) по жилому помещению № 4 МКД (помесячно); - письменный расчет размера платы за коммунальный ресурс отведение сточных вод, потребляемый при содержании общего имущества, включенный в состав платы за услуги по содержанию и ремонту жилья, за период с августа 2018 года по декабрь 2018 года включительно (со ссылкой на нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми проверяемое лицо производило расчеты) по жилому помещению № 4 МКД (помесячно); - письменные пояснения по факту периодического непредъявления платы за коммунальные ресурсы электрическая энергия, холодная вода, горячая вода, отведение сточных вод в период с августа 2018 года по декабрь 2018 года; - письменные пояснения по факту отсутствия в платежных документах, направляемых потребителям МКД для оплаты коммунальных услуг по горячему водоснабжению и электрической энергии, сведений об исполнителе коммунальных услуг, регламентированных требованиями подпункта «б» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.
Непредставление указанных выше документов повлекло за собой невозможность достижения цели и задачи проведения проверки.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ТСЖ «Старый Хабаровск» на основании постановления мирового судьи, с выводами которого согласился судья районного суда, к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
Факт совершения 13 апреля 2019 года ТСЖ «Старый Хабаровск» административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.4-19), распоряжением о проведении проверки от 18 марта 2019 года (л.д.15-19), мотивированным запросом от 20 марта 2019 года (л.д. 20), отчетом об отслеживании отправления (л.д.22), иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Мировой судья и судья вышестоящей судебной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что должностным лицом товарищества допущено воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверки, что повлекло невозможность ее проведения, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы о том, что юридическое лицо было лишено возможности исполнить мотивированный запрос, так как последний день установленного частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ срока для предоставления документов пришелся на 12 апреля 2019 года, когда проверка уже была завершена, нельзя признать состоятельным.
Применительно к установленным обстоятельствам настоящего дела на юридическом лице лежала обязанность исполнить в установленный срок мотивированный запрос проводившего проверку государственного органа жилищного надзора. Предоставленный срок был достаточным для предоставления испрашиваемых сведений.
В соответствии со статьей 2.10 КоАП РФ административной ответственности подлежат юридические лица за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 указанной статьи Кодекса).
Материалами дела полно подтверждено, что ТСЖ «Старый Хабаровск» имело возможность исполнить требование компетентного органа о предоставлении документов, необходимых для осуществления внеплановой документарной проверки юридического лица, основанием для проведения которой послужило заявление гражданина о нарушении товариществом жилищных прав.
Часть документов была представлена проверяемым лицом в комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края 10 апреля 2019 года, другая часть – не предоставлена, в том числе 12 апреля 2019 года, в последний день установленного срока, совпавший с завершением проверки.
Составление 12 апреля 2019 года акта о результатах проверки не создало препятствий юридическому лицу предоставить документы в указанный день и не исключало их принятие органом государственного надзора к учету в качестве подтверждения исполнения запроса.
Уважительных причин, объективно препятствующих предоставлению полного пакета документов, по делу не установлено, и виновное лицо на них не ссылается.
Указанное свидетельствует о виновном бездействии ТСЖ «Старый Хабаровск», что обоснованно повлекло наступление административной ответственности за совершение вмененного в вину правонарушения.
Постановление о привлечении ТСЖ «Старый Хабаровск» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л а:
постановление мирового судьи судебного участка № 26 Центрального района города Хабаровска Хабаровского края от 11 июля 2019 года и решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 20 сентября 2019 года в отношении ТСЖ «Старый Хабаровск» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева