ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4112/2022 от 04.07.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-4112/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 4 июля 2022 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Володарского районного суда Нижегородской области от 15 ноября 2021 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 3 февраля 2022 года, вынесенные в отношении главы администрации городского поселения рабочий поселок Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области (далее также – администрация) гуськовой А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Володарского районного суда Нижегородской области от 15 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского областного суда от 3 февраля 2022 года, глава администрации городского поселения рабочий поселок Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как усматривается из материалов дела, 19 апреля 2021 года финансовым управлением администрации Володарского муниципального района Нижегородской области в отношении администрации городского поселения рабочий поселок Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области проведена плановая выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации за 2019 и 2020 г.г., по результатам которой установлено, что 27 ноября 2020 года между администрацией и индивидуальным предпринимателем ФИО4 заключен договор на сумму 30 000 рублей о проведении аудиторской проверки промежуточного бухгалтерского баланса на 30 ноября 2020 года муниципального унитарного предприятия «Юганецкое» (далее – МУП «Юганецкое», предприятие).

Согласно акту от 24 декабря 2020 года №727 указанные услуги оказаны, их стоимость составила 30 000 рублей.

Платежными поручениями от 10 декабря 2020 года №846 и от 25 декабря 2020 года №918 администрацией произведена оплата названных услуг в указанном размере.

Из Устава МУП «Юганецкое» следует, что это коммерческая организация, имеющая статус юридического лица, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банке. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Учредителем и собственником предприятия является администрация.

Таким образом, МУП «Юганецкое» является самостоятельным юридическим лицом, обладает полномочиями по заключению гражданско-правовых договоров и их оплате за счет доходов предприятия от его деятельности.

К полномочиям же собственника имущества унитарного предприятия в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ) относится принятие решений о проведении аудиторских проверок, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг.

Решение о проведении аудиторской проверки в отношении МУП «Юганецкое», решение об утверждении аудитора, порядок определения размера оплаты услуг аудитора, а также перечень оснований для проведения аудита администрацией не представлены.

Администрация в нарушение подпункта 16 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ не принимала указанные решения, с превышением полномочий заключила договор на проведение аудиторской проверки в отношении МУП «Юганецкое» и приняла на себя расходные обязательства по оплате договора, тем самым нарушив принцип целевого использования средств из бюджета.

Правовым основанием для расходования денежных средств из бюджета поселения является решение о бюджете и план-график закупок в случае осуществления муниципальных закупок.

В решении поселкового Совета городского поселения рабочий поселок Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области «О бюджете городского поселения рабочий поселок Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» от 24 ноября 2019 года №280 (далее – решение поселкового Совета городского поселения рабочий поселок Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области от 24 ноября 2019 года №280) закупка аудиторских услуг для МУП «Юганецкое» в установленном законом порядке не утверждена.

Таким образом, ФИО1, являясь главой администрации с 28 декабря 2015 года по 28 декабря 2020 года, допустила нецелевое использование бюджетных средств путем подписания договора на аудиторские услуги, акта выполненных работ и платежных поручений.

Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 17 августа 2021 года; копией акта выездной проверки от 19 апреля 2021 года; копией договора на проведение аудиторской проверки от 27 ноября 2020 года; копией акта от 24 декабря 2020 года №727; копиями платежных поручений от 10 декабря 2020 года №846, от 25 декабря 2020 года №918 и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние ФИО1 образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы при установленных по делу обстоятельствах ФИО1 допущено нецелевое использование бюджетных средств.

Ссылки в жалобе на судебный акт, вынесенный по другому делу, не может быть принят во внимание, так как каждое дело рассматривается с учетом конкретных обстоятельств и представленных доказательств, не аналогичных обстоятельствам данного дела.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием законодательства, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах, предусмотренных санкцией статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом положений ст.ст.3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление судьи Володарского районного суда Нижегородской области от 15 ноября 2021 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 3 февраля 2022 года, вынесенные в отношении главы администрации городского поселения рабочий поселок Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья А.В. Поддымов