№ 16-413/2020
(16-930/2019)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 21 февраля 2020 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу Муниципального унитарного предприятия «Пермгорэлектротранс» на вступившие в законную силу постановление судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 13 августа 2019 года, решение судьи Пермского краевого суда от 24 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального унитарного предприятия «Пермгорэлектротранс»,
установил:
постановлением судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 13 августа 2019 года (№5-193/2019), оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда (№7-2022/2019) от 24 сентября 2019 года, Муниципальное унитарное предприятие «Пермгорэлектротранс» (далее по тексту – МУП «Пермгорэлектротранс») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции на вступившие в законную силу судебные акты от имени МУП «Пермгорэлектротранс», директор предприятия ФИО1, просит их отменить, считая незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности) субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности).
Согласно пункта 1 статьи 12.1 Закона о транспортной безопасности подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Из материалов дела усматривается, что в период с 21 мая 2019 года по 18 июня 2019 года на основании распоряжения №344 начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 11.04.2019 года (л.д. 12-13) в отношении МУП «Пермгорэлектротранс», расположенного по адресу: <...>, должностным лицом УГАН НОТБ по Приволжскому федеральному округу Ространснадзора проведена внеплановая документарная проверка, в результате которой установлены факты нарушения предприятием требований законодательства о транспортной безопасности, а именно: в нарушение пункта 7.2 статьи 1, статьи 12.1 Закона о транспортной безопасности, приложения 1,2 к приказу Минтранса России от 8 сентября 2014 года № 243 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности», МУП «Пермгорэлектротранс» не обеспечило специальную подготовку в соответствии с Типовой дополнительной профессиональной программой сотрудника, назначенного ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъектах транспортной инфраструктуры и на транспортных средствах.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки № ПР-12 ГНЭТ/119 от 18 июня 2019 года (л.д. 18-19).
Оснований не доверять сведениям, изложенным в акте проверки, не имеется.
Доводы заявителя об отсутствии нарушений указанных правовых положений в действиях МУП «Пермгорэлектротранс» проверялись судьями нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
В силу пункта 12 части 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 года № 924 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры.
В данном случае установлено и материалами дела подтверждено, что МУП «Пермгорэлектротранс» не осуществлена специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка сотрудника сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программой и документами, определенными законодательством Российской Федерации (не пройдено обучение ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры по специальной программе). При этом, судьями сделаны обоснованные выводы о том, что поскольку введены отдельные виды программ подготовки для каждой категории сотрудников транспортной безопасности, то, лица, назначенные ответственными за транспортную безопасность, должны быть обучены по программам согласно требованиям Закона о транспортной безопасности и Требований ТБ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 01 июля 2019 года (л.д. 3-8); распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки от 11 апреля 2019 года №344 (л.д. 12-13); актом проверки от 18 июня 2019 года (л.д. 18-19); постановлением от 24 декабря 2018 года о привлечении МУП «Пермгорэлектротранс» к административной ответственности (л.д. 35-36); сведениями об уплате штрафа – платежным поручением от 29 января 2019 года (л.д. 38), приказом № 1365 от 21 ноября 2018 года о назначении ответственного за обеспечение транспортной безопасности (л.д.31); копией удостоверения (л.д.32) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями требований действующего законодательства, регламентирующих спорные правоотношения, не опровергает выводы судей относительно указанных обстоятельств.
Предприятие имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении дела судья районного суда также установил, что ранее постановлением государственного транспортного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 24 декабря 2018 года МУП «Пермгорэлектротранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данное постановление вступило в законную силу и исполнено 29 января 2019 года (л.д.33-36).
С учетом данного обстоятельства действия юридического лица судьей районного суда квалифицированы по части 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 данного Кодекса.
Вместе с тем при квалификации действий МУП «Пермгорэлектротранс» судебными инстанциями не учтено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Между тем, статьей 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отдельно предусмотрена административная ответственность за совершенное по неосторожности нарушение порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности. Таким образом, нарушение положений статьи 12.1 Закона о транспортной безопасности, приложения 1,2 к приказу Минтранса России от 8 сентября 2014 г. № 243 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности», выразившееся в том, что юридическое лицо не обеспечило специальную подготовку в соответствии с Типовой дополнительной профессиональной программой сотрудника, назначенного ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъектах транспортной инфраструктуры и на транспортных средствах, подлежит квалификации в соответствии с данной специальной по отношению к положениям статьи 11.15.1 КоАП РФ норме.
Сведений о признаках повторности при совершении указанного деяния юридическим лицом в дело не представлено.
В соответствии с санкцией части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ совершение правонарушения, предусмотренного данной статьей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Абзацем 2 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Поскольку в данном случае, исходя из смысла вышеприведенных разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5, переквалификация состава вмененного заявителю административного правонарушения не ухудшает положение лица, в отношении которого вынесено оспариваемое постановление, так как часть 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ предусматривает более мягкий вид наказания, по сравнению с видом административного наказания, предусмотренного санкцией части 2 статьи 11.15.1 КоАП РФ, действия МУП «Пермгорэлектротранс» подлежат переквалификации на часть 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначенное судьей МУП «Пермгорэлектротранс» административное наказание в виде штрафа также подлежит изменению, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, а также принимая во внимание, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судьей при рассмотрении дела не установлено, на административное наказание в виде штрафа в пределах санкции части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ в минимальном размере.
Нарушений процессуальных требований, влекущих безусловную отмену состоявшихся решений, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом, при надлежащем извещении МУП «Пермгорэлектротранс» о дате, времени и месте его составления.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дела срока давности привлечения к административной ответственности.
При рассмотрении дела интересы МУП «Пермгорэлектротранс» представлял защитник, который обосновывал позицию предприятия по делу. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 13 августа 2019 года, решение судьи Пермского краевого суда от 24 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального унитарного предприятия «Пермгорэлектротранс», изменить: переквалифицировать действия Муниципального унитарного предприятия «Пермгорэлектротранс» с части 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, жалобу Муниципального унитарного предприятия «Пермгорэлектротранс»– без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Трапезникова И.И