№16-4149/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 28 июля 2021 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «СК-Лидер» на вступившие в законную силу постановление судьи Чердынского районного суда Пермского края от 27 января 2021 года и решение судьи Пермского краевого суда от 14 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «СК-Лидер»
установил:
постановлением судьи Чердынского районного суда Пермского края от 27 января 2021 года (№5-1/2021), оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда от 14 апреля 2021 год, общество с ограниченной ответственностью «СК-Лидер» (далее ООО «СК-Лидер», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции от имени и в интересах ООО «СК-Лидер», директор общества ФИО1 выражает несогласие с указанными судебными актами, просит об их отмене.
Проверив представленные материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ), в силу положений части 2 и 3 статьи 36 которого следует, что строительные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия; строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Из материалов дела следует, что в период с 12.03.2018 по 14.09.2020 года ООО «СК-ЛИДЕР», являясь подрядчиком, исполняя свои обязательства в соответствии с муниципальным контрактом от 12.03.2018 года №2/2018-СМР, заключенным с ГКУ ПК «Управление капитального строительства Пермского края» выполняло работы по строительству объекта: «Лечебный корпус, г. Чердынь» в границах территории объекта культурного наследия и на земельном участке непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Пушной амбар», входящего в состав ансамбля «Усадьба купца Алина (Большого)», расположенного по адресу: <...> (далее – объект культурного наследия).
Указанный объект культурного наследия поставлен на учет и охраняется государством в соответствии с распоряжением в соответствии с распоряжением губернатора Пермской области от 05.12.2000 года № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения», зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под №591410045320035. Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 18.07.2014 года № СЭД-27-01-09-239 установлены границы территории, утверждены режимы использования территории объекта культурного наследия. Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 16.12.2011 года №СЭД-16-01-03-387 утверждена опись предметов охраны объекта культурного наследия.
Строительные работы в указанный период проводились подрядчиком при наличии в Проекте организации строительства обязательного раздела об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, согласованного с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
По результатам мероприятий по контролю за состоянием объекта, проведенных Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края в период с 08 по 14 сентября 2020 года выявлено, что в границах территории объекта культурного наследия в 3,7 м от угла северо-западного фасада объекта культурного наследия установлен канализационный колодец, который разделом об обеспечении сохранности объекта культурного наследия не предусмотрен; выполненные строительные работы также были произведены с нарушением требований, предусмотренных разделом 12.2 «Обеспечение сохранности объектов культурного наследия» проектной документации на объект «Лечебный корпус г. Чердынь», а именно: расстояние от подземного накопителя стоков до объекта культурного наследия вместо 21 м составляет 19,18 м; расстояние от котельной твердотопливной 2,4 МВт до объекта культурного наследия вместо 21 м составляет 10,87 м; со стороны северного фасада здание объекта культурного наследия глухим забором не огорожено.
Таким образом установлено, что в нарушение положений статьи 36 Федерального закона №73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации ООО «СК-Лидер» не реализовало условия обязательного раздела об обеспечении сохранности, допустив производство строительных работ не в соответствии с согласованным разделом об обеспечении сохранности объекта культурного наследия.
Указанное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Установленные по делу обстоятельства подтверждены собранными доказательствами, содержание которых подробно приведено в судебных актах нижестоящих инстанций, и которые получили надлежащую правую оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Представленные в дело доказательства в своей совокупности являются достаточными для установления обстоятельств дела.
В жалобе законный представитель общества приводит доводы об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что подрядчиком приняты все необходимые меры для выполнения требований законодательства и условий контракта, что общество выполняло работы в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, получившей положительное заключение о поверке достоверности сметной стоимости, а также выражает несогласие с тем, что судами были отклонены доводы общества о проведении работ в соответствии с Проектом обеспечения сохранности объекта культурного наследия, кроме того указывает, что обществом впоследствии были прекращены работы на объекте до получения измененной рабочей документацией, приведенной в соответствии с требованиями раздела обеспечения сохранности ОКН, при этом негативные последствия для объекта культурного наследия при выполнении строительных работ отсутствуют.
Между тем указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом обстоятельств данного дела, следует признать, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что в полной мере подтверждено представленными в дело доказательствами.
Из имеющихся в материалах дела доказательств и установленных по делу обстоятельств следует, что Проект организации строительства включал обязательный раздел об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, согласованного с региональным органом охраны объектов культурного наследия, и предусматривал мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, в том числе конкретно определял необходимость производства работ в удалении от объекта культурного наследия и определил минимально возможные расстояния, а также необходимость ограждения площадки строительства. При наличии разногласий в проектно-сметной документации, противоречий в указанной части разделов «Схема планировочной организации земельного участка» и «Проект организации строительства» разделу по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, общество не было лишено принять меры, в пределах своей компетенции, по корректировке, исправлению ошибок и согласованию документации, и имело возможность не производить работы с нарушениями. С учетом чего судьей при рассмотрении дела по существу правомерно указано на то, что наличие явных несоответствий между разделами проектной документации не освобождает юридическое лицо от обязанности по соблюдению требований, установленных к сохранению объектов культурного наследия регионального значения.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств дела и толкованием правовых норм, регулирующих правоотношения в указанной области, основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Неустранимых сомнений в виновности общества в совершении административного правонарушения не имеется, положения статьи 1.5 КоАП РФ соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок привлечения ООО «СК-Лидер» к административной ответственности соблюден, дело рассмотрено судьей районного суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ. Административное наказание назначено судьей районного суда с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ в пределах санкции части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе ООО «СК-Лидер» судьей краевого суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, решение судьи соответствует требованиям статей 29.10, 30.7 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей районного суда принимал участие защитник общества, который обосновывал позицию ОО «СК-Лидер» по делу и в возможности реализации своих процессуальных прав ограничен не был, при пересмотре дела судей краевого суда законный представитель ООО «СК-Лидер» при надлежащем извещении участия не принимал, представителя не направил. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление судьи Чердынского районного суда Пермского края от 27 января 2021 года и решение судьи Пермского краевого суда от 14 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «СК-Лидер» оставить без изменения, жалобу ООО «СК-Лидер» – без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Трапезникова И.И.