ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-4157/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Саратов 13 августа 2020 года
Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Переверзева И.Н., рассмотрев жалобу защитника должностного лица – мэра г. Арзамаса ФИО2 – ФИО1 на вступившее в законную силу постановление судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 25 марта 2020 года, вынесенное в отношении мэра г. Арзамаса ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 25 марта 2020 года должностное лицо – мэр г. Арзамаса ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник должностного лица – мэра г. Арзамаса ФИО2 – ФИО1 просит отменить названный акт, вынесенный в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приводя доводы о его незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности) нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Основанием для признания ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в обжалуемом постановлении выводы о том, что названным лицом, являющимся мэром г. Арзамаса, в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей не обеспечено исполнение статьи 38, статьи 162, части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 части 2 статьи 4, пункта 2 статьи 6 Закона Нижегородской области от 6 апреля 2017 года №35 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан», пунктов 1 и 2 части 2 статьи 3 Закона Нижегородской области от 3 ноября 2006 года № 134 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», пункта 6 Положения от 29 января 2007 года «О порядке предоставления местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций на осуществление государственных полномочий по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, порядке расходования и предоставления органами местного самоуправления отчетности об использовании субвенций», утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 29 января 2007 года № 29, при использовании средств областного бюджета, выделенных администрации г. Арзамаса из областного бюджета в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Старшее поколение» государственной программы «Социальная поддержка граждан Нижегородской области» и на осуществление государственных полномочий по созданию и организации деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, выразившееся в нецелевом использовании бюджетных средств.
В жалобе защитник ФИО2 – ФИО1 указывает, в том числе, на нарушение правил подсудности, что не отвечает требованиям справедливого правосудия. При этом ссылается на то, что ФИО2, занимающий должность мэра города Арзамаса, является выборным должностным лицом, замещающим муниципальную должность, которая к должностям муниципальной службы не относится, в связи с чем он не может быть подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации. В нарушение требований части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело было рассмотрено судьей городского суда, что свидетельствует о нарушении установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (часть 2 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В силу частей 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должностью муниципальной службы признается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 3 августа 2007 года № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» (с изменениями, внесенными Законом Нижегородской области от 3 декабря 2019 года № 152-ФЗ) настоящий Закон регулирует отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств – участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее – граждане), прохождением и прекращением муниципальной службы, определением правового положения (статуса) муниципальных служащих в Нижегородской области, а также утверждает Реестр должностей муниципальной службы в Нижегородской области.
Настоящим Законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее – избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее – лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.
В соответствии с Уставом города Арзамаса Нижегородской области, принятым решением Арзамасской городской Думы от 30 июня 2006 года № 65, мэр города Арзамаса (далее – мэр города) – высшее должностное лицо муниципального образования, избираемое городской Думой из числа кандидатов, представляемых конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляющее администрацию города Арзамаса (часть 1 статьи 13 Устава).
В соответствии с решением городской Думы городского округа города Арзамаса Нижегородской области от 12 декабря 2018 года № 153 «Об избрании мэра города Арзамаса» ФИО2 избран мэром города Арзамаса с 12 декабря 2018 года сроком на два года (т. 2 л.д. 7).
Рассматривая дело, судья Арзамасского городского суда исходил из того, что замещаемая ФИО2 муниципальная должность относится к перечню должностей муниципальной службы. При этом руководствовался Реестром должностей муниципальной службы, утвержденным Законом Нижегородской области от 3 августа 2007 года № 99-З (с изменениями от 3 декабря 2019 года) «О муниципальной службе в Нижегородской области», которым предусмотрена должность главы администрации городского округа (в случае замещения должности главы администрации по контракту), относящаяся к высшим должностям муниципальной службы (группа 5).
Такие выводы судьи городского суда не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат положениям вышеприведенных нормативных актов, в соответствии с которыми мэр города Арзамаса Нижегородской области является выборным должностным лицом местного самоуправления, замещающим муниципальную должность, не относящуюся к должностям муниципальной службы.
Согласно части 1 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.
Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определен в части 3 названной статьи, к числу которых относятся лица, замещающие должности муниципальной службы.
В рассматриваемом случае дело об административном правонарушении возбуждено и постановление о признании виновным в совершении административного правонарушения вынесено в отношении мэра города Арзамаса ФИО2, который не относится к лицам, замещающим должности муниципальной службы.
Согласно части 1.1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.
Абзацем вторым части 3 стать 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1-2 данной статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (подпункт «г» пункта 3).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, административное расследования по настоящему делу не проводилось.
ФИО2 не является лицом, замещающим должность муниципальной службы.
Таким образом, условия, предусмотренные абзацем вторым части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для признания данного дела подлежащим рассмотрению судьей городского суда, отсутствуют.
Настоящее дело подлежало рассмотрению мировым судьей.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года № 623-О-П и от 15 января 2009 года № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
Принимая во внимание изложенное, постановление судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 25 марта 2020 года подлежит отмене.
Учитывая, что на момент рассмотрения в Первом кассационном суде Российской Федерации жалобы защитника ФИО2 – ФИО1 срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение судье Арзамасского городского суда Нижегородской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
жалобу защитника должностного лица – мэра г. Арзамаса ФИО2 – ФИО1 удовлетворить.
Постановление судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 25 марта 2020 года, вынесенное в отношении мэра г. Арзамаса ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арзамасский городской суд Нижегородской области.
Заместитель председателя суда И.Н. Переверзева