ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-4169/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 29 июня 2022 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу начальника МО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 08 декабря 2021 г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 31 января 2022 г., вынесенные в отношении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от 24 сентября 2021 г. Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Читы от 08 декабря 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Забайкальского краевого суда от 31 января 2022 г., постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе начальник МО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО1 просит судебные решения отменить, считая их незаконными.
Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края представило возражения на жалобу. От потерпевшего ФИО4 возражений в установленный срок не поступило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы и возражений, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края в установленный судебным приставом-исполнителем срок – до 26 февраля 2021 г., не исполнило содержащееся в исполнительном документе (исполнительный лист ФС №) требование неимущественного характера, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а именно: не предоставило ФИО4 благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории городского округа «» из специализированного жилищного фонда.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
При пересмотре постановления по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о том, что у Министерства отсутствовала реальная возможность для исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении жилого помещения, при этом Министерство принимало все зависящие от него меры.
В связи с указанными обстоятельствами судья районного суда отменил постановление и прекратил производство по делу в связи с отсутствием в действиях Министерства состава административного правонарушения.
Судья Забайкальского краевого суда с выводами судьи районного суда согласился.
Однако, выводы судебных инстанций вызывают сомнения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Делая выводы об отсутствии в действиях Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, судебные инстанции указали на то, что имели место обращения к Президенту РФ, а также в Министерство финансов РФ, Министерство просвещения РФ и Министерство финансов Забайкальского края с целью выделения бюджетных ассигнований на обеспечение жильем детей-сирот, внесены предложения по внесению изменений в законодательство РФ, касающихся обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края ежегодно заявляет в Министерство финансов Забайкальского края потребность в средствах на реализацию мероприятий по обеспечению детей-сирот жильем на всю численность лиц, состоящих в очереди; Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края разрабатывается законопроект о введении на территории края нормы, предоставляющей право на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность; разрабатывается план мероприятий по ликвидации до 2025 г. задолженности по обеспечению детей-сирот жильем.
Кроме того, в обжалуемых судебных решениях приведены также данные о размере средств, выделенных на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, количестве нуждающихся в обеспечении жильем и количестве заключенных контрактов.
Между тем, прекращая производство по делу, суды не выяснили, соответствовало ли внесение предложений о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий порядку и срокам составления проекта соответствующего бюджета.
Кроме того, делая выводы о том, что Министерство не было обеспечено денежными средствами, необходимыми для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, суды исходили из данных, предоставленных лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, однако эти данные судом фактически проверены не были.
В нарушение требований ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о всесторонности, полноте и объективности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом, изложенные выше обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судебными инстанциями оставлены без должного внимания, выводы суда не мотивированы, доводы лица, привлеченного к административной ответственности, приняты и положены в основу обжалуемых судебных решений, однако судом проверены не были.
Вместе с тем, возможность отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение для устранения допущенных нарушений процессуальных требований, отсутствует в силу следующего.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и применение указанного обстоятельства не ставится в зависимость от каких-либо дополнительных условий.
Как усматривается из представленных материалов, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения данного дела об административном правонарушении, имели место 26 февраля 2021 г.
Следовательно, срок давности привлечения Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края к ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек 26 февраля 2022 г.
Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене постановления по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание положения ст. 30.17 КоАП РФ и учитывая, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел истек, а производство по делу в отношении последнего было прекращено, возможность возобновления производства по данному административному делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные решения отменены быть не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 08 декабря 2021 г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 31 января 2022 г., вынесенные в отношении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу начальника МО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов