№ П16-4176/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар 19 октября 2022 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 202 Староминского района Краснодарского края от 8 апреля 2021 года и решение судьи Староминского районного суда Краснодарского края от 2 августа 2021 года, вынесенные в отношении начальника отдела гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации муниципального образования Староминский район ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 202 Староминского района Краснодарского края от 8 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Староминского районного суда Краснодарского края от 2 августа 2021 года, начальник отдела гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации муниципального образования Староминский район Калий А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Калий А.А. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение в порядке части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) установлена ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий
Основанием для привлечения начальника отдела гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации муниципального образования Староминский район ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой послужили приведенные в обжалуемых судебных актах выводы о выявленных 1 марта 2021 года при проведении плановой, выездной проверки за соблюдением законодательства в области гражданской обороны в администрации муниципального образования Староминского района Краснодарского края по адресу: Краснодарский край, Староминский район, ст. Староминская, Красная, 13, нарушениях требований законодательства в области гражданской обороны, выразившихся невыполнении мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а именно в том, что в нарушение Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», приказа МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», Постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»:
отсутствует свидетельство о проведении обучения председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ) организации в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны; не организовано прохождение курсового обучения руководителей формирований и служб муниципального образования Староминский район на курсах гражданской обороны, в учебно-методических центрах или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а именно не обучены лица входящие в комиссию по повышению устойчивого функционирования организации, а также личного состава эвакуационного органа; не организовано прохождения курсового обучения личного состава формирований и служб муниципального образования Староминский район по месту работы, отсутствует распорядительный документ руководителя об организации подготовки руководящего состава специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и назначении учебных групп по направлению государственной обороны; отсутствуют программы подготовки руководящего состава и специалистов, личного состава формирований и служб в области гражданской обороны муниципального образования; отсутствуют документы, подтверждающие проведение занятий в области гражданской обороны, расписания и журналы учета занятий, подготовка личного состава формирований и служб не ведется; отсутствует созданная и поддерживаемая в рабочем состоянии учебно-материальная база для подготовки работников организации в области гражданской обороны; не создан учебно-консультационный пункт муниципального образования Староминский район, не укомплектовано помещение учебно-консультационного пункта согласно перечню; план гражданской обороны организации не актуализирован и не соответствует установленным требованиям, своевременная корректировка не проводится; отсутствует план работы комиссии по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в военное время на 2021 год; не ведется пропаганда знаний в области гражданской обороны на территории муниципального образования Староминский район; не созданы курсы гражданской обороны в муниципальном образовании; не созданы и не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Фактически отсутствуют в наличии; отсутствуют отчетные документы проведенных мероприятиях и выполнении решений комиссии по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в военное время; положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании Староминский район утвержденное постановлением главы от 5 февраля 2018 г. № 164 не переработано, пункты 8.1.9, 8.1.14, 8.2.2, 8.2.4, 8.2.6, 8.2.7, 8.2.8, 8.2.11 не соответствуют положениям приказа МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях»; отсутствует план эвакуации муниципального образования Староминский район (приема эвакуируемых) при переводе с мирного на военное время; на территории Канеловского сельского поселения в населенных пунктах п. Первомайский, х. Ейский отсутствуют сирены типа С-40 предназначенные для оповещения об опасностях, возникающих при применении современных средств поражения, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Не в полном объеме имеются сирены типа С-40 в станице Канеловской, а именно из требуемых 3 шт. имеется 1 электросирена типа С-40, в нарушение требований раздела Генерального плана имеющаяся электросирена не подключена к территориальной автоматизированной системе централизованного оповещения Краснодарского края; не обеспечена установка на территориях населенных пунктов п. Первомайский, х. Ейский, ст. Канеловская, п. Орлово-Кубанский стационарных громкоговорителей типа ГР 100.02-01 предназначенных для 100% оповещения населения, проживающего на территории Канеловского сельского поселения; на территории Куйбышевского сельского поселения в населенных пунктах х. Веселый, х. Западный Сосык, х. Мирный, х.Набережный, х. Сторожи Первые, х. Сторожи Вторые отсутствуют сирены типа С-40 предназначенные для оповещения об опасностях, возникающих при применении современных средств поражения, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не в полном объеме имеются сирены типа С-40 в х. Восточный Сосык, а именно имеется 1 электросирена типа С-40, которая не охватывает 100 % населения, в нарушение требований раздела Генерального плана имеющаяся электросирена не подключена к территориальной автоматизированной системе централизованного оповещения Краснодарского края; не обеспечена установка на территориях населенных пунктов х. Веселый, х. Западный Сосык, х. Мирный, х. Набережный, х. Сторожи Первые, х. Сторожи Вторые, х. Восточный Сосык стационарных громкоговорителей, предназначенных для 100% оповещения населения, проживающего на территории Куйбышевского сельского поселения Староминского района; на территории Рассветовского сельского поселения в населенных пунктах п. Дальний, п. Первомайский, п.Восточный, п. Придорожный, п. Заря отсутствуют сирены типа С-40 предназначенные для оповещения об опасностях, возникающих при применении современных средств поражения, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не в полном объеме имеются сирены типа С-40 в п. Рассвет, а именно имеется 1 электросирены типа С-40, которая не охватывает 100% населения. В нарушение требований раздела Генерального плана имеющаяся электросирена не подключена к территориальной автоматизированной системе централизованного оповещения Краснодарского края; не обеспечена установка на территориях населенных пунктов п. Дальний, п. Первомайский, п. Восточный, п. Придорожный, п. Заря, п. Рассвет стационарных громкоговорителей, предназначенных для 100% оповещения населения, проживающего на территории Рассветовского сельского поселения Староминского района; на территории Староминского сельского поселения в населенных пунктах х. Желтые Копани отсутствует сирена типа С-40 предназначенная для оповещения об опасностях, возникающих при применении современных средств поражения, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Не в полном объеме имеются сирены типа С-40 в ст. Староминской, а именно имеется 3 электросирены типа С-40, которые не охватывает 100 % населения; не обеспечена установка на территориях населенных пунктов х. Желтые Копани, ст. Староминской громкоговорителей, предназначенных для 100% оповещения населения, проживающего на территории Староминского сельского поселения Староминского района; на территории Новоясенского сельского поселения в населенных пунктах х. Ясени отсутствует сирена типа С-40 предназначенная для оповещения об опасностях, возникающих при применении современных средств поражения, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Не в полном объеме имеются сирены типа С-40 в ст. Новоясенской, а именно имеется 1 электросирена типа С-40, которая не охватывает 100 % населения. В нарушение требований раздела Генерального плана имеющаяся электросирены не подключены к территориальной автоматизированной системе централизованного оповещения Краснодарского края; не обеспечена установка на территориях населенных пунктов х.Ясени, ст. Новоясенская громкоговорителей, предназначенных для 100% оповещения населения, проживающего на территории Новоясенского сельского поселения Староминского района.
Вместе с тем, с состоявшимися по делу об административном правонарушении судебными актами согласиться нельзя ввиду следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со статьями 24.1, 26.11, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении должны быть установлены и указаны в постановлении обстоятельства правонарушения, а принятое решение должно быть мотивированным.
Признавая начальника отдела гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации муниципального образования Староминский район ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции исходили из протокола об административном правонарушении в отношении названного лица, акта проверки от 1 марта 2021 года с изложением выявленных в администрации муниципального образования Староминского района Краснодарского края нарушений требований законодательства в области гражданской обороны.
При этом к указанным материалам должностного лица административного органа приложены также истребованные в ходе проверки документы, касающиеся выполнения отдельных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и иных обстоятельствах на территории муниципального образования Староминского района Краснодарского края, в том числе положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании Староминский район, подписанные главой муниципального образования.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к должностным лицам относятся, в том числе совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
Между тем, материалы настоящего дела не содержат доказательств того, что Калий А.А. является должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в администрации муниципального образования Староминского района Краснодарского края, либо к его должностным обязанностям отнесены вопросы о привлечении трудовых кадров, выплаты им заработной платы, расходования бюджета на различные цели, в том числе соблюдение требований законодательства в области гражданской обороны.
То обстоятельство, что в пункте 10 раздела 2 должностной инструкции начальника отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации муниципального образования Староминский район указано, что одной из основных задач начальника отдела является осуществление в пределах компетенции финансирования мероприятий в области и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (л.д.165-169), не свидетельствует об обоснованности признания такого лица, не являющегося законным представителем юридического лица, соответственно, не обладающего организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, субъектом административной ответственности.
Согласно пункту 1.3 раздела 1 названной должностной инструкции начальник отдела в своей деятельности подчиняется непосредственно главе муниципального образования Староминский район.
В ходе производства по делу и в жалобе на постановление о привлечении к ответственности Калий А.А. последовательно утверждал, что не наделен организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями администрации муниципального образования Староминский район, указывая, что руководителем гражданской обороны является глава муниципального образования Староминский район.
При рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности приведенные обстоятельства оставлены судебными инстанциями без должного внимания, правомерность определения субъектного состава не проверена.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела требования статей 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, что признается существенным нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с указанным и с учетом конкретных обстоятельств дела, вывод судебных инстанций о виновности начальника отдела гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации муниципального образования Староминский район ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованным признать нельзя.
Исходя из положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 202 Староминского района Краснодарского края от 8 апреля 2021 года и решение судьи Староминского районного суда Краснодарского края от 2 августа 2021 года, вынесенные в отношении начальника отдела гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации муниципального образования Староминский район ФИО1 по настоящему делу по делу об административном правонарушении, подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 202 Староминского района Краснодарского края от 8 апреля 2021 года и решение судьи Староминского районного суда Краснодарского края от 2 августа 2021 года, вынесенные в отношении начальника отдела гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации муниципального образования Староминский район ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Малушко М.В. № 5-184/2021
судья районного суда Селюк С.А. № 12-54/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. № 16-4176/2022