ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№16-4199/2020 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Кемерово 4 августа 2020 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Сергушиной Елены Анатольевны, действующей на основании доверенности в защиту садоводческого некоммерческого товарищества «Авангард», на вступившие в законную силу постановление советника отдела регионального государственного экологического надзора департамента регионального государственного экологического надзора и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 22 октября 2019г., решение начальника отдела регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 8 ноября 2019г., решение судьи Кировского районного суда г. Омска от 10 февраля 2020г. и решение судьи Омского областного суда от 2 июня 2020г., вынесенные в отношении садоводческого некоммерческого товарищества «Авангард» (далее – СНТ «Авангард», товарищество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением советника отдела регионального государственного экологического надзора департамента регионального государственного экологического надзора и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 22 октября 2019г. (далее также постановление административного органа), оставленным без изменения решением начальника отдела регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 8 ноября 2019г., СНТ «Авангард» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 100000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Омска от 10 февраля 2020г., оставленным без изменения решением судьи Омского областного суда от 2 июня 2020г., постановление административного органа от 22 октября 2019г. изменено: дата совершения административного правонарушения указана 20 апреля 2019г., административное наказание назначено в виде административного штрафа 50000рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник товарищества Сергушина Е.А. настаивает на отмене вынесенных по делу актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно п. 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016г. N 1156 (ред. от 15.12.2018) (далее – Правила обращения с отходами), потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
Из материалов дела следует, что в деятельности СНТ «Авангард» образуются твердые коммунальные отходы.
Предложение регионального оператора ООО <данные изъяты> о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликовано в областной газете «Омский вестник» № 12 от 29 марта 2019г.
В нарушение ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ, п. 8 (17) Правил обращения с отходами в срок до 20 апреля 2019г. товарищество не заключило с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, деяние СНТ «Авангард», не исполнившего надлежащим образом возложенные на него законом обязанности, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований, предусмотренных ч.2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002г. N 7-ФЗ, и не предусматривает ответственность за незаключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, несостоятельны. Часть 1 ст. 51 указанного Закона предусматривает одним из условий охраны окружающей среды необходимость соблюдения безопасных условий и способов оборота отходов потребления.
Вопреки доводам жалобы дата совершения административного правонарушения установлена районным судом верно.
Доводы жалобы, изложенные в надзорной жалобе, аналогичны доводам, которые были предметам исследования и судебной оценки в ходе производства по делу, в том числе о том, что товарищество не может нести ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ за незаключение договора как не относящегося к нарушению природоохранного законодательства, об отсутствии у регионального оператора оснований для заключения соответствующих договоров в связи с неустановлением тарифа, отсутствием соответствующей лицензии, что неоформление договора не считается незаключением типового договора. Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований согласиться с доводами стороны защиты, как не имеющими подтверждения и опровергающимися доказательствами по делу.
Административное наказание назначено товариществу в пределах санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и с применением положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленном ст. 30.6 КоАП РФ. Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление советника отдела регионального государственного экологического надзора департамента регионального государственного экологического надзора и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 22 октября 2019г., решение начальника отдела регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 8 ноября 2019г., решение судьи Кировского районного суда г. Омска от 10 февраля 2020г. и решение судьи Омского областного суда от 2 июня 2020г. оставить без изменения, жалобу защитника Сергушиной Е.А. - без удовлетворения.
Судья /подпись/ С.Н. Булычева