ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4216/2022 от 30.06.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

<адрес> 30 июня 2022 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу руководителя «Ситуационный центр» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Тимашевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении руководителя общества с ограниченной ответственностью муниципального казенного учреждения «Ситуационный центр» муниципального образования <адрес>ФИО1 (далее – МКУ «Ситуационный центр» МО <адрес>) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Тимашевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, руководитель МКУ «Ситуационный центр» МО <адрес>ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, считая их незаконными, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, мотивируя тем, что с ДД.ММ.ГГГГ должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в перечень, утвержденный Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, не направление руководителем ФИО1 сообщения о заключении трудового договора с Ким М.А., не образует объективную сторону состава административного правонарушения.

В своих возражениях на жалобу старший помощник прокурора <адрес>ФИО3 считает, что нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, просила суд обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Изучив жалобу и возражения во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.

Статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) установлена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции).

В силу ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого трудового договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Исходя из положений п. 1 Указа Президента данная обязанность возникает в отношении лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, либо в перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного Перечня.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации" определен порядок сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы, о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 Закона о противодействии коррупции объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы.

Указанное сообщение направляется независимо от того, входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного (муниципального) служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним указанные договоры.

В силу п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ необходимо принимать во внимание, что под указанными в статье 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и - в случае отсутствия названных перечней - нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечни), поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции.

Согласно п. 3, п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей). Сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.

На основании ч. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляют: гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, - при поступлении на службу; гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, - ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" на судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы: обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае, предусмотренном подпунктом "а" настоящего пункта, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Установлено и усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в МКУ «Ситуационный центр» МО <адрес> на должность диспетчера (специалист по обработке вызовов 112) отдела единой дежурно-диспетчерской службы принят Ким М.А., с которым ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор .

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ким М.А. проходил государственную гражданскую службу в УФССП по <адрес> в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отдела судебных приставов по <адрес> и <адрес>.

Согласно перечню должностей федеральной государственной гражданской службы Федеральной службы судебных приставов, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденному приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N 437, Приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N 38, судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов структурного подразделения обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

После заключения трудового договора с Ким М.А., сообщение о его заключении представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в ГУ ФССП по <адрес> фактически не направлялось.

Руководитель МКУ «Ситуационный центр» МО <адрес>ФИО1ДД.ММ.ГГГГ направил уведомление в структурное подразделение ГУ ФССП по <адрес> - ОСП по <адрес> и <адрес> ГУ ФССП по <адрес>, между тем, ОСП по <адрес> и <адрес> работодателем Ким М.А. не являлся.

В трудовой книжке Ким М.А. содержатся сведения о приказах УФССП по <адрес>, на основании которых Ким М.А. принят на службу и уволен, оттиск штампа и печати УФССП по <адрес>, что свидетельствует о том, что у работодателя имелась возможность направить уведомление о приеме на работу Ким М.А. в ГУФССП по <адрес>.

Указанные обстоятельства повлекли возбуждение в отношении руководителя МКУ «Ситуационный центр» МО <адрес>ФИО1 дела об административном правонарушении и привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения вменяемого правонарушения и виновность общества подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.10.2021г., письменным объяснением ФИО1 от 18.10.2021г., уведомлением о проведении проверки от 04.10.2021г., копией трудового договора с Ким М.А. от 06.08.2020г., копией приказа -л от ДД.ММ.ГГГГ о приеме Ким М.А. на работу в МКУ «Ситуационный центр» МО <адрес> на должность диспетчера (специалиста по обработке вызова 112) отдела единой дежурно-диспетчерской службы, копией трудовой книжки Ким М.А., копией приказа -к от 21.04.2020г. об увольнении Ким М.А. из УФССП по <адрес>, копией уведомления в ОСП по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние руководителя МКУ «Ситуационный центр» МО <адрес>ФИО1 квалифицировано по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и законодательства в области противодействия коррупции.

Совокупность установленных нижестоящими судами фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалах дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Довод жалобы о том, что в действиях отсутствует состава административного правонарушения, основан на неверном толковании норм законодательства о гражданской службе, противодействия коррупции и являются необоснованными.

Утверждение заявителя о том, что постановление прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении не содержит ссылки на конкретный перечень должностей, не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.

Данный список должностей определен и перечислен в Федеральном законе от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», на который имеется ссылка в постановлении и.о. прокурора <адрес>.

Вопреки доводам жалобы при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено и материалами дела подтверждается, что препятствий к выполнению обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, не имелось.

Выводы судебных инстанций не противоречат правовой позиции, выраженной в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой при решении вопроса о наличии объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 названного Кодекса, следует учитывать, что сообщение о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы должно быть направлено с соблюдением порядка, устанавливаемого нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая требования к форме и содержанию данного сообщения.

Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение по делу, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе судебного разбирательства, установленные обстоятельства и выводы о виновности в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых судебных актов.

Судьями не допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.

Административное наказание назначено руководителю МКУ «Ситуационный центр» МО <адрес>ФИО1 в пределах санкции статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок и срок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Тимашевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении руководителя общества с ограниченной ответственностью муниципального казенного учреждения «Ситуационный центр» муниципального образования <адрес>ФИО1 (далее – МКУ «Ситуационный центр» МО <адрес>) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья Х.З. Борс