№ 16-421/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 12 февраля 2021 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу законного представителя Кельдюшева Анатолия Ивановича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 8 Первомайского судебного района города Владивостока Приморского края от 13 марта 2020 года и решение судьи Первомайского районного суда города Владивостока Приморского края от 21 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Промышленный колледж энергетики и связи»,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Первомайского судебного района города Владивостока Приморского края от 13 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Первомайского районного суда города Владивостока Приморского края от 21 июля 2020 года, юридическое лицо – краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Промышленный колледж энергетики и связи» (далее - КГА ПОУ «Энергетический Колледж») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в размере пяти процентов суммы средств нецелевого использования, а именно 24 990 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель КГА ПОУ «Энергетический Колледж» Кельдюшев А.И. ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу судебных актов, приводя доводы об их незаконности. Просит производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы законного представителя КГА ПОУ «Энергетический Колледж» Кельдюшева А.И., истребованные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определённым договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Из статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) следует, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 6 БК РФ получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казённое учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счёт средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом
В силу статьи 162 БК РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств, в том числе отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признаётся совершённое в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Пункт 3 статьи 219 БК РФ предусматривает, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведённых до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путём заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Согласно пункту 2 статьи 306.1 БК РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершённое лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных, средств.
Из представленных материалов следует, что КГА ПОУ «Энергетический Колледж» не соблюдены требования, установленные разделом 1 и пунктом 2.3 раздела 2 соглашения о предоставлении субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 9 января 2018 года и Планом социального развития центров экономического роста Приморского края, утверждённым постановлением администрации Приморского края от 29 июня 2018 года № 303-па, поскольку бюджетные средства направлены на приобретение оборудования, не предусмотренного Перечнем оборудования и инфраструктурными листами Ворлдскиллс (по компетенциям «Электромонтаж», «Сухое строительство и штукатурные работы»), что не соответствует целям, определённым соглашением, размер нецелевого использования бюджетных средств составил 499 800 рублей 00 копеек.
Соглашением «О предоставлении субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)» от 9 января 2018 года (с учётом дополнительных соглашений от 7 августа и 21 декабря 2018 года) на модернизацию материально-технической базы системы среднего профессионального образования согласно плану социального развития центров экономического роста Приморского края за счёт средств федерального бюджета выделено 30 000 000 рублей (на основании дополнительного соглашения от 21 декабря 2018 года размер субсидии составил 39 511 956 рублей 40 копеек), за счёт средств Приморского края 304 272 рубля, все средства субсидий перечислены на счёт КГА ПОУ «Энергетический Колледж».
План социального развития центров экономического роста Приморского края утверждён постановлением администрации Приморского края от 29 июня 2018 года № 303-па, приложением № 2 к последнему утверждён перечень оборудования, необходимого для проведения модернизации материально-технической базы системы среднего профессионального образования, а именно КГА ПОУ «Энергетический Колледж» (раздел 17) на общую сумму субсидий 39 511 956 рублей 40 копеек. КГА ПОУ «Энергетический Колледж», согласно Перечню оборудования, указанному в плане, необходимо было приобрести в том числе стенды планшеты с натуральными деталями и узлами 10 штук на общую сумму 850 000 рублей (номер строки 17.34), стенд тренажёр «Балансировка колёс легковых автомобилей» 2 штуки на общую сумму 447 060 рублей (номер строки 17.35) и стенд тренажёр «Шиномонтажные работы легковых автомобилей» 2 штуки на общую сумму 470 580 рублей (номер строки 17.36).
Вместе с тем, КГА ПОУ «Энергетический Колледж» направило бюджетные средства на оплату расходов по приобретению оборудования, не предусмотренного Перечнем оборудования и инфраструктурными листами Ворлдскиллс по компетенциям «Электромонтаж», «Сухое строительство и штукатурные работы» на общую сумму 499 800 рублей, закупленного по договору от 11 октября 2018 года № 501ДЗМ (ООО «Зарница»): базовый комплект светового оборудования «Дорожные знаки, светофоры» с сенсорным беспроводным пультом дистанционного управления 1 штука стоимостью 62 800 рублей, стенды «Первая помощь в чрезвычайных ситуациях» 2 штуки стоимостью 6 300 рублей, стенд «Виды перевязок» 2 штуки стоимостью 5 300 рублей, базовый комплект светового оборудования «Дорожные светофоры» с сенсорным беспроводным пультом дистанционного управления 1 штука стоимостью 25 800 рублей, комплект дидактических модулей «Способы остановки кровотечения, сердечно-лёгочная реанимация, транспортные положения, первая помощь при скелетной травме, ранениях и термической травме», ламинированные, 900x600, 2 штуки стоимостью 1 900 рублей, тренажёр манекен взрослого пострадавшего «Виктор - 1.01 Г» для отработки навыков эвакуации пострадавших 1 штука стоимостью 28 600 рублей, стенд «Сигналы регулировщика» 1 штука стоимостью 1 800 рублей, симулятор для отработки приёмов контраварийного управления автомобилем с мультимедийным проектором 1 штука стоимостью 181 300 рублей, комплект информационных стендов, интегрированных в секционно-кассетный презентационный модуль, для мастерских по ремонту автомобилей иностранного производства (Toyota) 1 штука стоимостью 145 300 рублей, дидактическое магнитно-маркерное панно «Кроссворды по основам безопасности жизнедеятельности» 1 штука стоимостью 27 200 рублей.
Факт совершения КГА ПОУ «Энергетический Колледж» административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, судебные инстанции учли, что КГА ПОУ «Энергетический Колледж» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьёй 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таких доказательств по делу имеется достаточно.
Доводы поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, в том числе о нуждаемости КГА ПОУ «Энергетический Колледж» в указанном оборудовании, поскольку оно входит в состав ранее приобретённых Стендов и образует полноценный курс подготовки по направлению автодело, следовательно соответствует перечню Плана, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств.
Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях КГА ПОУ «Энергетический Колледж» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 КоАП РФ.
Административное наказание назначено КГА ПОУ «Энергетический Колледж» в пределах санкции статьи 15.14 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 названного Кодекса, с учётом характера, обстоятельств совершённого правонарушения, является справедливым, соразмерным тяжести совершённого правонарушения.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
п о с т а н о в и л:
постановление мирового судьи судебного участка № 8 Первомайского судебного района города Владивостока Приморского края от 13 марта 2020 года и решение судьи Первомайского районного суда города Владивостока от 21 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Промышленный колледж энергетики и связи», оставить без изменения, жалобу законного представителя Кельдюшева Анатолия Ивановича - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский