ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4269/2021 от 26.01.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-58/2022 (№ 16-4269/2021)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 26 января 2022 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Селивоновой А.В., действующей на основании доверенности в защиту Харина А.С., на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 11 судебного района «Индустриальный район г. Хабаровска» Хабаровского края от 12 июля 2021 года и решение судьи Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 23 сентября 2021 года в отношении Харина Антона Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением мирового судьи судебного участка № 11 судебного района «Индустриальный район г. Хабаровска» Хабаровского края от 12 июля 2021 года (резолютивная часть оглашена 9 июля 2021 года), оставленным без изменения решением судьи Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 23 сентября 2021 года, должностное лицо – председатель Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Харин А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, защитник Селивонова А.В. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Лазарук А.Н. в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ извещена о подаче жалобы, возражений на жалобу не представила.

Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственности; виновность лица в совершении административного правонарушения и другие обстоятельства, перечисленные в указанной норме закона.

Статьей 5.59 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 названного Кодекса, что влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ).

Согласно положениям статьи 5 указанного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; 3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Основанием для возбуждения прокурором Хабаровского района Хабаровского края дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ, в отношении председателя Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Харина А.С. послужило то обстоятельство, что, являясь должностным лицом органа местного самоуправления, он не обеспечил всестороннее рассмотрение заявления Лазарук А.Н., меры, направленные на восстановление ее нарушенных прав не принял, чем нарушил права заявителя, предусмотренные статьей 5 Федерального закона № 59-ФЗ. Так, 19 марта 2021 года за входящим № 4614-2.1-29 в администрацию Хабаровского муниципального района на имя главы поступило обращение Лазарук А.Н., в котором она просила: - признать ее семью из четырех человек малоимущей; - признать, что ее семья находится в сложной жизненной ситуации и нуждается в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; в установленные сроки выдать решение комиссии по данным вопросам (л.д.48). К заявлению Лазарук А.Н. приложила копии документов и заявление от членов семьи о признании гражданина и членов его семьи малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.49). 13 апреля 2021 года председатель Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Харин А.С. подписал подготовленный старшим инспектором жилищного отдела указанного комитета Олейниковой О.В. ответ, в котором со ссылкой на положения статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 11 Закона Хабаровского края от 13 октября 2005 года № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае» был приведен перечень документов, необходимых для приложения к заявлению в подтверждение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также перечень документов, которые необходимо представить в случае отсутствия решения о признании семьи заявителя малоимущей. Здесь же указаны адреса, телефоны, дни приема органов государственной власти и муниципальных органов, в которые необходимо обратиться за получением необходимых документов.

Указывая, что в данном ответе на обращение от 13 апреля 2021 года отсутствуют сведения об отказе либо признании гражданина и членов семьи малоимущими, а также в случае отказа не приведены документы, которые необходимо предоставить, вновь перечисляется весь пакет документов, необходимых для постановки на учет, следовательно, не дана оценка представленным документам, в ответе при разъяснении вопроса о признании семьи малоимущей приводится перечень необходимых документов без ссылки на норму закона, что не позволяет оценить законность требования тех или иных документов, отсутствуют сведения об отказе в рассмотрении заявления Лазарук А.Н. на комиссии, решение комиссии заявителю не направлено, довод об отказе в приеме заявителя не рассмотрен, прокурор района 30 июня 2021 года возбудил в отношении Харина А.С. настоящее дело об административном правонарушении по признакам статьи 5.59 КоАП РФ.

Мировой судья судебного участка № 11 судебного района «Индустриальный район г. Хабаровска» Хабаровского края, с которым согласился судья Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края, рассмотрев возбужденное в отношении Харина А.С. дело об административном правонарушении, пришел к выводу о виновном нарушении должностным лицом органа местного самоуправления положений Федерального закона №59-ФЗ, что повлекло за собой назначение Харину А.С. предусмотренного санкцией статьи 5.59 КоАП РФ административного наказания.

Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела прокурором и нижестоящими судами оставлено без внимания следующее.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 59-ФЗ им регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (часть 1). Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2).

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона № 59-ФЗ).

Общий порядок рассмотрения обращений установлен положениями статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо среди прочего: - обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (пункт 1); принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (пункт 3); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (пункт 4).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи ( часть 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ).

Оспаривая факт привлечения к административной ответственности по статье 5.59 КоАП РФ за нарушение установленного Федеральным законом № 59-ФЗ порядка рассмотрения обращений граждан, Харин А.С. указывал на то, что специалистом возглавляемого им комитета Олейниковой О.В. не допущено каких-либо нарушений указанного закона, поскольку, заявление Лазарук А.Н. рассмотрено в соответствии с вышеприведенными нормами полно, всесторонне, ответ заявителю дан в установленный срок.

Отклоняя данные доводы, суды исходили из того, что в данном заявителю ответе отсутствуют сведения об отказе либо в признании гражданина и членов его семьи малоимущими, а также не приведен перечень документов, которые необходимо представить для постановки на жилищный учет, решение о принятии на жилищный учет или об отказе в принятии на такой учет, которое должно быть принято не позднее, чем через 30 рабочих дней со дня предоставления документов не принято, обязанность органа местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации получать ряд необходимых документов по межведомственным запросам не учтена.

Правоотношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ).

Положениями статьи 2 указанного закона определены понятия государственной услуги и муниципальной услуги (пункт 2).

При этом под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга) понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (пункт 1).

Муниципальной услугой является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав (пункт 2).

По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу положений части 7 статьи 52 указанного Кодекса порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Законодательной Думой Хабаровского края 13 октября 2005 года принят Закон Хабаровского края № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае» (далее – Закон Хабаровского края), который регулирует в пределах компетенции органов государственной власти Хабаровского края жилищные отношения, направлен на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, устанавливает основные принципы управления и распоряжения государственным жилищным фондом края.

Главой 3 указанного закона установлен порядок учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и указано, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право, в том числе малоимущие граждане, признанные таковыми в порядке, определенном главой 4 настоящего закона, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 10).

Разработанный порядок учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма оговаривает среди прочего представляемые для указанной цели документы, порядок регистрации поданного заявления, порядок принятия решения о постановке на учет или об отказе в этом в установленные сроки (не позднее чем через тридцать рабочих дней), порядок выдачи или направления гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документа, подтверждающего принятие такого решения, или документа об отказе в постановке на учет (статья 11). Также установлен порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, основания отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и сведения, которые должны быть указаны в решении об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (статья 12).

Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлен главой 4 Закона Хабаровского края. В соответствии с ее положениям для рассмотрения вопроса о признании граждан малоимущими в целях постановки на учет для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма граждане или их законные представители подают в орган местного самоуправления по месту жительства заявления (часть 1 статьи 14). Содержание такого заявления и перечень прилагаемых к нему документов установлен статьей 19, а процедура принятия решения о признании гражданина малоимущим либо об отказе в этом, сроки принятия таких решений - статьей 23 Закона Хабаровского края.

Согласно Положению, утвержденному решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 19 февраля 2019 года № 9-65, Комитет по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района является уполномоченным органом администрации Хабаровского муниципального района, осуществляющим проведение единой муниципальной политики, в том числе в области жилищных правоотношений (пункт 1.1). К основным задачам Комитета относится проведение на территории района в пределах своей компетенции единой политики и осуществление регулирования в жилищно-коммунальной сфере, в области жилищных отношений, в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан (пункт 2.1.), оказание муниципальных услуг населению (пункт 2.2.), обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями (пункт 3.2.6).

Вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

Таким образом, прием заявлений, документов о признании граждан малоимущими в целях постановки на учет для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, а также постановка граждан на названный вид учета, является государственной (муниципальной) услугой, предоставление которой должно осуществляться в соответствии с разработанным порядком предоставления такой услуги.

Именно с заявлением о признании ее семьи малоимущей для целей постановки на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма и нуждающейся в предоставлении такого жилого помещения обратилась к главе Хабаровского муниципального района Лазарук А.Н. 19 марта 2021 года.

Вместе с тем, разрешая данное дело, ни прокурор, ни судьи обеих инстанций вопрос о рассмотрении заявления Лазарук А.Н. применительно к установленным в органах местного самоуправления Хабаровского муниципального района Хабаровского края правилам оказания государственной или муниципальной услуги не обсуждали. При этом сформулированное обвинение фактически касалось нарушений, допущенных при оказании жилищной услуги (не принято решение о постановке либо об отказе в постановке на учет, не направлен ответ, не разъяснены основания отказа в постановке на учет, если в постановке на учет было отказано, то не указаны документы, не предоставление которых не позволило поставить заявителя на жилищный учет и т.д.), что обязывало суды обсудить правильность квалификации действий Харина А.С. по статье 5.59 КоАП РФ, по которой в силу прямого указания нельзя привлечь к ответственности за нарушения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Административная ответственность в таких случаях наступает по статье 5.63 КоАП РФ.

С учетом всего вышеизложенного последовательные доводы жалоб по делу о том, что направленный 19 марта 2021 года Лазарук А.Н. ответ положениям Федерального закона № 59-ФЗ не противоречил, был полным, всесторонним и развернутым, дан в установленный срок, указанный закон, нарушение которого вменено в вину Харину А.С., не регулирует порядок рассмотрения заявлений о постановке на жилищный учет, а статья 5.59 КоАП РФ не устанавливает административную ответственность за незаконность данного заявителю ответа, заслуживали внимания, но не были в должной мере проверены и оценены нижестоящими судами.

При таком положении вывод о том, что на основании поданного Лазарук А.Н. в главе Хабаровского муниципального района Хабаровского края 19 марта 2021 года заявления возникло правоотношение, регулируемое Федеральным законом № 59-ФЗ, а не рассмотревшее такое заявление должностное лицо подлежит административной ответственности, установленной статьей 5.59 КоАП РФ, нельзя признать обоснованным.

Таким образом, факт совершения председателем Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Хариным А.С. административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ, не может быть признан доказанным.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы может быть вынесено решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесены указанные постановление, решение.

Принимая во внимание изложенное, постановление мирового судьи судебного участка № 11 судебного района «Индустриальный район г. Хабаровска» Хабаровского края от 12 июля 2021 года и решение судьи Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 23 сентября 2021 года подлежат отмене, производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены постановление и решение по делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

жалобу Селивоновой А.В. в защиту Харина А.С. удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи судебного участка № 11 судебного района «Индустриальный район г. Хабаровска» от 12 июля 2021 года (резолютивная часть оглашена 9 июля 2021 года) и решение судьи Индустриального районного суда города Хабаровска от 23 сентября 2021 года в отношении Харина Антона Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных, по делу об административном правонарушении, отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены указанные судебные акты.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Е.В. Королева