№ 16-72/2020
(№ 16-426/2019)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 21 февраля 2020 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №1 Ленинского судебного района г. Тюмени от 17 июня 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 12 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №1 Ленинского судебного района г. Тюмени №5-1867/2019/1м от 17 июня 2019 года Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени (далее также Департамент) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Тюмени №12-907/2019 от 12 сентября 2019 года указанное постановление мирового судьи изменено; размер назначенного Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени административного штрафа снижен до 100 000 рублей, в остальной части постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции от имени и в интересах Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени, директор департамента ФИО1 выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090, также предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности дорожного движения.
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 года № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», согласно пункту 5.2.4 которого покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. В соответствии с таблицей А.1 приложения А дефектами покрытия проезжей части является колея-деформация покрытия с образованием углублений по полосам наката с гребнями или без гребней выпора. Согласно таблице 5.3 колею глубиной более 5 см устраняют при осуществлении капитального ремонта дорог и улиц.
Пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего Стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
При рассмотрении дела установлено, что 27 апреля 2019 года в 05 часов 16 минут должностным лицом ГИБДД в ходе обследования улично-дорожной сети в месте совершения дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом в районе <...> в городе Тюмени выявлено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог. Обнаружены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог: повреждение дорожного покрытия в виде колейности размером по длине 68 м., по ширине 2,2 м, по глубине 7 см, чем нарушены требования п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». По результатам проверки государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по г. Тюмени старшим лейтенантом полиции А. был составлен Акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 27 апреля 2019 года (л.д. 11).
Из положений статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Положения пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливают, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Распоряжением Главы Администрации города Тюмени от 14.04.2008 года № 98-рг «О департаменте дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени», утверждено Положение о Департаменте дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени, в соответствии с пунктом 1.1 которого департамент является отраслевым органом Администрации города Тюмени и создан в целях решения вопросов дорожной деятельности и организации транспортного обслуживания. Раздел 2 Положения устанавливает, что основными задачами департамента являются, в том числе: использование автомобильных дорог в границах муниципального образования городской округ город Тюмень и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление от имени муниципального образования городской округ город Тюмень правомочия владельца автомобильных дорог местного значения, в части осуществления функций, предусмотренных настоящим Положением; осуществление функций в области организации дорожного движения.
В функции Департамента по использованию автомобильных дорог местного значения и осуществлению дорожной деятельности согласно разделу 3 Положения входят, в том числе: организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог местного значения в пределах полномочий, определенных муниципальными правовыми актами города Тюмени (п.3.1.7); организация содержания автомобильных дорог местного значения в соответствии с разграничением ответственности, установленной муниципальным правовым актом города Тюмени, осуществление функций муниципального заказчика на осуществление закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения, а также по проведению кадастровых работ и изготовлению технических планов в отношении автомобильных дорог местного значения (п.3.1.8); организация проверки качества выполнения работ по строительству, проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в пределах полномочий, определенных муниципальными правовыми актами города Тюмени (п. 3.1.10); осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения (п.3.1.13).
Таким образом лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования городской округ город Тюмень, является Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 08 мая 2019 года (л.д.2), заявлением о привлечении к административной ответственности юридического лица от 08 мая 2019 года №91/5/5-1605 (л.д.3-5), копией предписания №397 от 27 апреля 2019 года (л.д.10), копией акта выявленных недостатков в эксплуатации автомобильной дороги (улиц) от 27 апреля 2019 года (л.д.11), фотоснимками выявленных нарушений (л.д. 13-15), копией свидетельства о поверке №С-00718.1/Т-2018 (л.д.16), копией свидетельства о поверке №335011 (л.д.17), копией выписки из ЕГРЮЛ от 15 мая 2019 года и другими доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку судей на предмет их допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Действия юридического лица правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что в действиях Департамента отсутствует состав административного правонарушения со ссылками на то, что Департаментом приняты все зависящие от него меры для устранения выявленных недостатков автомобильной дороги, что не ОГИБДД УМВД России по г. Тюмени, а Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени были выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги по ул. Профсоюзная в городе Тюмени и приняты меры, направленные на их устранение, организовано производство работ по устранению колеи на ул. Профсоюзная, что на момент вынесения постановления мировым судьей работы по устранению недостатков были проведены, несостоятельны и не являются основанием к отмене состоявшихся по делу решений.
Как установлено при рассмотрении дела несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог – наличие повреждения дорожного покрытия в районе <...> в городе Тюмени в виде колейности (по длине 68 м., по ширине 2,2 м, по глубине 7 см) было выявлено должностным лицом ГИБДД в ходе обследования улично-дорожной сети в месте совершения дорожно-транспортного происшествия 27 апреля 2019 года в 05 часов 16 минут.
При этом оснований полагать, что юридическим лицом до указанной даты повреждение дорожного покрытия было выявлено самостоятельно и предпринимались все необходимые меры для устранения именно этого выявленного недостатка, в материалы дела не представлено.
Заявка на закупку (выполнение работ по ремонту автомобильных дорог методом фрезерования) направлена Департаментом в адрес муниципального казенного учреждения «Муниципальные закупки города Тюмени» 09.04.2019 года посредством централизованной информационно-технической платформы (л.д. 99). 22 апреля 2019 года на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог методом фрезерования. Согласно извещению датой окончания подачи заявок являлось 08.05.2019 года, датой проведения аукциона – 13.05.2019 года (л.д. 100-104). Вместе с тем указанные действия Департамента были связаны с осуществлением им функций, возложенных на него, однако их совершение не свидетельствует о том, что они проводились в связи с тем, что Департамент выявил повреждения дорожного покрытия на ул. Профсоюзной и заблаговременно принял все меры для его устранения. Из документации о проведении электронного аукциона такой вывод не следует.
По результатам проведения электронного аукциона на основании протокола заседания аукционной комиссии по рассмотрению единственной заявки на участие в электронном аукционе №1/АЭ-0336/19 от 13.05.2019 между Департаментом и АО «ТОДЭП» 27.05.2019 года заключен муниципальный контракт №04000.19.015 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог методом фрезерования. Условиями контракта предусмотрен ремонт автомобильной дороги ул. Профсоюзная (п. 3072 Приложения №1 к контракту). Согласно контракту АО «ТОДЭП» по заданию Департамента обязан выполнить работы по ремонту автомобильных дорог методом фрезерования в течение 60 календарных дней со дня получения письменных заявок. Заявка на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул. Профсоюзная (ул. Республики-ул. 50 лет Октября) в адрес АО «ТОДЭП» направлена 10.06.2019 года.
Таким образом представленные документы не могут служить основанием для выводов о невиновности юридического лица в совершении административного правонарушения и являться достаточным условиям для освобождения его от административной ответственности.
Приведенные в жалобе доводы не свидетельствует о наличии обстоятельств, исключающих возможность применения к юридическому лицу мер административной ответственности за неисполнение возложенных на него обязанностей по соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения. Имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, Департамент не принял все необходимые меры по соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в границах городского округа. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих выполнению юридическим лицом возложенных на него законом обязанностей, в дело не представлено.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. О составлении протокола об административном правонарушении Департамент был извещен надлежащим образом, при составлении протокола участвовал представитель юридического лица ФИО2, действующая по доверенности, наделяющей её соответствующими полномочиями, которой были представлены письменные объяснения (л.д. 2, 6-9, л.д. 18-23). Копия протокола вручена представителю юридического лица в установленном законом порядке.
Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности, в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказание назначено с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым. Назначенное в пределах санкции статьи наказание решением судьи районного суда было изменено, размер административного штрафа с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снижен. Указанное наказание является обоснованным и справедливым.
При рассмотрении жалобы Департамента на постановление мирового судьи судьей городского суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи соответствует требованиям статей 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела мировым судьей и судьей городского суда участвовал защитник юридического лица ФИО3, которая представляла интересы департамента, действуя на основании доверенности. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка №1 Ленинского судебного района города Тюмени от 17 июня 2019 года (с учетом внесенных в него изменений) и решение судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 12 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени оставить без изменения, жалобу Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени – без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции И.И. Трапезникова