ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4272/2021 от 10.09.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 16-4272/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 10 сентября 2021 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу директора муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Курска» (далее МУП «Курскводоканал», предприятие) ФИО1 (далее ФИО1), на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора от 31 августа 2020 года, решение судьи Курского районного суда Курской области от 18 января 2021 года, решение судьи Курского областного суда от 16 апреля 2021 года, вынесенные в отношении МУП «Курскводоканал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора от 31 августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Курского районного суда Курской области от 18 января 2021 года, решением судьи Курского областного суда от 16 апреля 2021 года, МУП «Курскводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор предприятия ФИО1 просит состоявшиеся по делу процессуальные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет прийти к следующим выводам.

В силу статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения предприятия к административной ответственности) несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон об охране окружающей среды) определено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно статье 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, организация и развитие системы экологического образования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 73 Федерального закона об охране окружающей среды руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно пункту 2 данной статьи подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

Необходимость данной подготовки связана, в частности, с возложенной на данных субъектов обязанностью по осуществлению производственного экологического контроля.

По смыслу данной нормы требование о наличии у руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, является безальтернативным условием и распространяется как на руководителей организации, так и на ее соответствующих специалистов, не подменяя указанных лиц друг другом.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в период с 27 июля 2020 года по 21 августа 2020 года на основании приказа заместителя руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора от 22 июля 2020 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении МУП «Курскводоканал» на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

При проведении внеплановой выездной проверки установлено, что МУП «Курскводоканал» осуществляет деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду первой категории (городские очистные сооружения, расположенные – <адрес>), имеющем 18 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе городские очистные сооружения, механическая мастерская, гараж, котельная, лаборатория, валовый выброс которых составляет 109,653 т/год, пылегазоулавливающие установки отсутствуют.

Приказом руководителя МУП «Курскводоканал» от 08 июля 2020 года № 01-02 ответственным за охрану окружающей среды и производственный экологический контроль на предприятии назначен главный инженер предприятия ФИО2, который в нарушение части 1 статьи 73 Федерального закона об охране окружающей среды не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Установленные по делу обстоятельства явились основанием для привлечения МУП «Курскводоканал» постановлением должностного лица административного органа от 31 августа 2020 года к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия МУП «Курскводоканал» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства об охране окружающей среды.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях МУП «Курскводоканал» объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.

Несогласие автора жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок давности привлечения МУП «Курскводоканал» к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено обществу в пределах санкции статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора от 31 августа 2020 года, решение судьи Курского районного суда Курской области от 18 января 2021 года, решение судьи Курского областного суда от 16 апреля 2021 года, вынесенные в отношении МУП «Курскводоканал», по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора МУП «Курскводоканал» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья О.А. Полянина