ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
N 16-4280/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 29 июля 2021 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "АгроСервис" ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя Управления Россельхознадзора по Белгородской области от 30 июля 2020 года N 31-1993/32-ЗН, решение судьи Белгородского районного суда Белгородской области от 10 ноября 2020 года, решение судьи Белгородского областного суда от 18 января 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "АгроСервис" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением заместителя Управления Россельхознадзора по Белгородской области от 30 июля 2020 года N 31-1993/32-ЗН, оставленным без изменения решением судьи Белгородского районного суда Белгородской области от 10 ноября 2020 года и решением судьи Белгородского областного суда от 18 января 2021 года, общество с ограниченной ответственностью "АгроСервис" (далее по тексту -ООО "АгроСервис", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Общества ФИО1 просит об отмене состоявшихся по делу актов, считая их незаконными.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Часть 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает привлечение к административной ответственности за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В силу статьи 12, во взаимосвязи со статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель, что должно обеспечиваться собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами. Земельные участки надлежит использовать в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ (в редакции от 27 декабря 2019 года) "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения - сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий; агротехнические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду (статья 8 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о проекте адаптивно-ландшафтной системы земледелия и охраны почв, утвержденного постановлением Губернатора Белгородской области от 04 февраля 2014 года N 9, землепользователи обязаны осуществлять мероприятия по защите почв от эрозии.
Землепользователи обязаны осуществлять контурную обработку почвы и посев сельскохозяйственных культур на склонах крутизной более 3 градусов в соответствии с направлениями, предусмотренными Проектом (подпункт 2.1.4).
Как усматривается из материалов дела в Управление Россельхознадзора по Белгородской области 16 июня 2020 года поступило обращение заместителя Губернатора Белгородской области- начальника департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области по факту невыполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв в части, касающейся защиты земель от смывов на территории Белгородского района Белгородской области.
В целях проверки факта нарушения земельного законодательства приказом руководителя Управления Россельхознадзора по Белгородской области назначено проведение проверки в части соблюдения обязательных требований в области земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером №№), расположенного в границах ЗАО "Знамя" Белгородского района и области.
Согласно проекту адаптивно-ландшафтной системы земледелия и охране почв (проект АЛСЗ и охраны почв ООО "АгроСервис") земельный участок имеет уклон 5 -7°. По структуре посевных площадей на данном земельном участке в 2020 году должна размещаться соя. Обработка почвы согласно проекту АЛСЗ и охране почв должна проводиться поперек склона.
Из протокола осмотра N 31-0732/01-ЗН от 30 июня 2020 года следует, что на земельном участке с кадастровым номером: 31:15:0000000:818 (контур 13), расположенном в границах ЗАО "Знамя" Белгородского района и области, выявлено наличие промоины длиной 80 метров и шириной от 0,50 метров до 0,95 метров и глубиной от 0,15 метров до 0,50 метров, а так же промоины длиной 8 метров, шириной 0,7 метра и глубиной 0,15 метров. Земельный участок имеет визуальный уклон местности, вдоль поля имеется грунтовая дорога, вдоль которой образовались выявленные промоины. На местах смыва имеется выход на поверхность глинистой породы. На земельном участке посеяна соя сплошным способом вдоль склона с шириной междурядья 18 см.
Образование вышеуказанной промоины произошло вследствие того, что на данном земельном участке агротехнические мероприятия проведены вдоль склона, а не поперек, что привело к развитию эрозионных процессов.
Об указанных обстоятельствах свидетельствует составленный акт обследования земельного участка от 3 июня 2020 года и фототаблица к нему, служебная записка старшего государственного инспектора отдела земельного надзора и фототаблица к ней.
Установлено, что данный земельный участок с кадастровым номером № отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке N № от 30 июня 2020 года.
Приведенные обстоятельства явились основанием для составления 7 июля 2020 года в отношении Общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением должностного лица от 30 июля 2020 года к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.
Проверяя дело об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи районного и областного судов согласились с выводами должностного лица о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Оснований не согласиться с состоявшимися по делу актами не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО "АгроСервис" правильно квалифицировано по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
В настоящей жалобе заявитель указывает о необоснованности привлечения Общества к административной ответственности, ссылаясь на следующие обстоятельства.
В период с 26 мая 2020 года по 4 июня 2020 года в районе с. Вергилевка Белгородского района прошли сильные проливные дожди, которые могли привести к образованию промоины, то есть по независящим от деятельности заявителя обстоятельствам, способным оказать негативное воздействие на почву.
Общество заинтересовано в улучшении плодородия земель, их качественного состояния и систематически выполняет агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные, противоэрозионные и иные мероприятия, предусмотренные законом. В подтверждение этому в суд первой инстанции были предоставлены документы, свидетельствующие о постоянной работе Заявителя по улучшению качества почвы: паспорт агрохимического обследования на площади 2169 га на землях Белгородского района от 16 декабря 2013 года; паспорт агрохимического обследования почв на площади 3216,3 га на землях Белгородского района от 27 января 2015 года; паспорт агрохимического обследования почв на площади 3097,23 на землях Белгородского района; паспорт агрохимического обследования почв на площади 509,43 га на землях Яковлевского района. Агрохимические обследования, проведенные в период 2013-2017 годов, свидетельствуют о повышении в почвах, обрабатываемых ООО «АгроСервис», органического вещества и снижению кислотности почв. С целью предотвращения ветровой эрозии в 2015 году осуществлена высадка саженцев деревьев в количестве 4000 шт. для создания ветрозащитных лесополос, проведено залужение водотоков и склонов более 7 градусов; поддержание данных участков проводится в соответствии с разработанным проектом адаптивно-ландшафтного земледелия. Кроме того, с целью предотвращения эрозионных процессов Общество возделывает зернобобовые культуры по минимальной обработке почвы и прямым севом озимых культур.
Приведенные доводы не опровергают вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не влечет отмену состоявшихся по делу актов.
Вопреки приведенному в жалобе утверждению, Обществу не вменяется совершение действий, связанных с неправильным содержанием земель. Основанием для привлечения его к административной ответственности послужило невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, в отношении конкретного земельного участка, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения ООО "АгроСервис" к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено с применением положений частей 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя Управления Россельхознадзора по Белгородской области от 30 июля 2020 года N 31-1993/32-ЗН, решение судьи Белгородского районного суда Белгородской области от 10 ноября 2020 года, решение судьи Белгородского областного суда от 18 января 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "АгроСервис" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "АгроСервис" ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Г.К.Шамшутдинова