ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-4286/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Саратов 7 августа 2020 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденова О.Н., рассмотрев жалобу начальника управления государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области ФИО1 (далее Горбашева Т.В.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Верховского района Орловской области от 11 марта 2020 года, решение судьи Верховского районного суда Орловской области от 6 мая 2020 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Теплосеть» ФИО2 (далее Колмаков И.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка Верховского района Орловской области от 11 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Верховского районного суда Орловской области от 6 мая 2020 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Теплосеть» (далее ООО «Теплосеть», общество) Колмакова И.В. прекращено по основанию, предусмотренному статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с объявлением устного замечания.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, начальник управления государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области Горбашева Т.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по настоящему делу судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
Директор ООО «Теплосеть» Колмаков И.В., уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заявителем жалобы, возражения на нее не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения рассматриваемых обстоятельств) установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 18 ноября 2019 года на основании приказа руководителя Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области от 7 ноября 2019 года была проведена внеплановая документарная проверка ООО «Теплосеть», в результате которой установлено, что многоквартирный дом № 27 по ул. Советская д. Капитановка Верховского района Орловской области оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии, подачу которой жителям указанного населенного пункта производит ООО «Теплосеть». Ввиду отсутствия концессионного соглашения Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области тариф на тепловую энергию для ООО «Теплосеть» для объектов теплоснабжения, расположенных на территориях Васильевского и Нижне-Жерновского сельских поселений Верховского района Орловской области на очередной период регулирования, то есть на 2019 года, установлен не был.
Также установлено, что ООО «Теплосеть» осуществляет расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственнику жилого помещения № 20 в многоквартирном доме № 27 по ул. Советская в д. Капитановка Верховского района Орловской области с нарушением обязательных требований части 2 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пунктов 38, 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее Правила № 354), а именно при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению ООО «Теплосеть» за расчетные периоды: январь 2019 года – апрель 2019 года, октябрь 2019 года применен тариф на тепловую энергию в размере 2188,76 руб./Гкал, не утвержденный Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области для ООО «Теплосеть» для объектов теплоснабжения, расположенных на территориях Васильевского и Нижне-Жерновского сельских поселений Верховского района Орловской области на 2019 год.
По итогам проведенной проверки должностным лицом 18 ноября 2019 года вынесено предписание № 1012Ж, которым предписано ООО «Теплосеть» в срок до 20 декабря 2019 года устранить допущенные нарушения путем осуществления перерасчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственнику (нанимателю) жилого помещения № 20 в многоквартирном доме № 27 по ул. Советская в д. Капитановка Верховского района Орловской области за расчетные периоды: январь 2019 года – апрель 2019 года, октябрь 2019 года в соответствии с пунктом 42 Правил № 354 посредством сторнирования незаконно начисленной суммы в размере 10 351,80 руб., и осуществления возврата денежных средств за вышеуказанную коммунальную услугу в размере 8 852,09 рублей.
По истечении срока исполнения предписания от 18 ноября 2019 года № 1012Ж на основании приказа руководителя Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области от 17 января 2020 года проведена внеплановая документарная проверка ООО «Теплосеть», по результатам которой составлен акт № 66Ж, из которого следует, что ООО «Теплосеть» требование предписания об устранении нарушения законодательства в срок до 20 декабря 2019 года не исполнено. 30 января 2020 года в отношении директора ООО «Теплосеть» Колмакова И.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 5).
При рассмотрении дела мировой судья судебного участка Верховского района Орловской области от 11 марта 2020 года пришел к выводу о наличии в действиях директора ООО «Теплосеть» Колмакова И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако, в связи с малозначительностью совершенного директором общества Колмаковым И.В. правонарушения мировой судья освободил его от установленной данной нормой административной ответственности с объявлением ему устного замечания, и прекратил производство по делу.
Судья районного суда согласился с выводами мирового судьи, оставив вынесенное мировым судьей постановление без изменения.
Вместе с тем состоявшиеся по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установленная частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания надзорного органа.
Вопрос о законности предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
Обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги установлена частью 1 статьи 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги.
Частью 4 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу положений частей 1, 2 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании, в том числе, платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Предоставление коммунальной услуги «отопление» осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354).
Согласно пункту 37 Правил № 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В силу пункта 38 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей. В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 66 Правил № 354 плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (часть 1 статьи 548 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Согласно статьям 539, 543 Гражданского Кодекса российской Федерации, части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть тепловую энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 1 статьи 544 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры горячего водоснабжения, отопления (теплоснабжения) в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 № 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций, перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения и которые не противоречат законодательству Российской Федерации.
В силу положений пункта 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования.
Пунктом 33 Правил об организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 № 808, определено, что потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Законом о теплоснабжении, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской, Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 Закона о теплоснабжении.
Общий порядок регулирования тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса установлен в статье 9 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ), а также в Законе о теплоснабжении.
Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Названный порядок детализирован, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования).
Согласно Основам ценообразования тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя относятся к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения. Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении", настоящим документом, Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения (пункт 7 Основ ценообразования).
В силу пункта 15 Основ ценообразования срок действия регулируемых цен (тарифов) не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Долгосрочные тарифы устанавливаются на срок более 1 финансового года с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом. Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
Срок действия тарифов, установленных методом экономически обоснованных расходов (затрат), составляет не более 1 финансового года (пункт 18 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования.
Согласно пункту 12 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования: в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Пунктом 13 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения установлено, что регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.
В случае, если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании заключенных концессионного соглашения или договора аренды и метод регулирования для такой регулируемой организации предусмотрен конкурсной документацией и согласован органом регулирования в порядке, установленном настоящими Правилами, подача заявления о выборе метода регулирования тарифов не требуется.
Орган регулирования представляет до 1 июня года, предшествующего очередному периоду регулирования, в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предложение об установлении предельных уровней тарифов, сформированное в соответствии с Основами ценообразования с учетом принятых им решений о выборе метода регулирования тарифов и предложений об установлении цен (тарифов) регулируемых организаций, представленных в соответствии с пунктами 13 - 20 настоящих Правил (пункт 21 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).
В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из существа приведенных норм следует, что для утверждения тарифа на следующий период регулирования органом регулирования принимаются обоснованные экономические затраты организации в предшествующие периоды хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 424 Гражданского Кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Частью 3 статьи 424 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Как усматривается из материалов дела, теплоснабжение многоквартирного дома № 27 по ул. Советская д. Капитановка Верховского района Орловской области осуществляется с помощью объектов, владение которыми осуществляло ООО «Теплосеть».
Тарифы на тепловую энергию для указанной организации на 2018 год утверждены приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 11 декабря 2017 № 389- т «О внесении изменения в приказ Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 24 ноября 2015 года № 1855-т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Теплосеть» потребителям на территории Васильевского сельского поселения и Нижне-Жерновского сельского поселения Верховского района Орловской области».
Таким образом, отсутствие установленного регулирующим органом тарифа на 2019 год не может освобождать потребителей от исполнения обязательств по оплате фактически оказанных услуг по поставке тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения. А потому с учетом приведенных правовых норм и установленных по делу фактических обстоятельств дела применение обществом тарифа, установленного ранее, является правомерным.
Кроме того, Правила № 354 не предусматривают прямого возврата денежных средств потребителям коммунальной услуги.
С учетом изложенного, указанные в вынесенном предписании от 18 ноября 2019 года № 1012Ж действия (бездействие) ООО «Теплосеть» не образуют состава правонарушения, влекущего административную по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вмененного директору ООО «Теплосеть» Колмакову И.В..
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка Верховского района Орловской области от 11 марта 2020 года, решение судьи Верховского районного суда Орловской области от 6 мая 2020 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Теплосеть» Колмакова И.В. подлежит прекращению на основании пункта основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в деянии директора ООО «Теплосеть» Колмакова И.В. состава вменяемого административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка Верховского района Орловской области от 11 марта 2020 года, решение судьи Верховского районного суда Орловской области от 6 мая 2020 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Теплосеть» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья подпись О.Н. Найденова
Копия верна.
Судья