№ 16-4349/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 28 июля 2021 г.
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу председателя садоводческого некоммерческого товарищества «Зеленый ИК» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 50 Кетовского судебного района Курганской области от 08 февраля 2021 г., решение судьи Кетовского районного суда Курганской области от 18 мая 2021 г., вынесенные в отношении СНТ «Зеленый ИК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 50 Кетовского судебного района Курганской области от 08 февраля 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Кетовского районного суда Курганской области от 18 мая 2021 г., СНТ «Зеленый ИК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции на вступившие в законную силу судебные акты, председатель СНТ «Зеленый ИК» просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Из содержания ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении, в частности, требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу части 12 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, 03.09.2020 г. должностным лицом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кетовскому, Половинскому и Притобольному районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области, по результатам проведения соответствующей проверки СНТ «Зелёный ИК» выдано предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 10.08.2021 г.
В соответствии с данным предписанием необходимо организовать площадку для разворота пожарной техники, не менее чем 15x15 метров, на окончании тупикового проезда от участка № 76 к участкам № 3 и № 7 СНТ «Зелёный ИК».
Решением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кетовскому, Половинскому и Притобольному районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области срок исполнения предписания сокращен до 03.12.2020 г.
При проведении 29.12.2020 г. отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Кетовскому, Половинскому и Притобольному районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Курганской области проверки исполнения отраженных в предписании требований, выявлено, что в установленный срок СНТ «Зелёный ИК» отраженные в предписании мероприятия не выполнены.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении СНТ «Зеленый ИК» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в числе которых: протокол об административном правонарушении от 29.12.2020 г. (л.д. 4), предписание от 03.09.2020 г. (л.д. 5), решение о рассмотрении материалов проверки (л.д. 6), решением о согласовании внеплановой выездной проверки (л.д. 7), распоряжение о проведении проверки (л.д. 8), акт проверки от 29.12.2020 г. (л.д. 9-10), показания свидетеля <данные изъяты> полученными при рассмотрении дела мировым судьей, и иными представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия СНТ «Зеленый ИК» квалифицированы по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что СНТ «Зеленый ИК» имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на территории СНТ «Зеленый ИК».
Оснований полагать о незаконности и неисполнимости выданного предписания, либо о его выполнении, не имеется.
Предписание № 97/1/1 от 03 сентября 2020 г. выдано уполномоченным должностным лицом по результатам проведенной проверки и с учетом выявленных нарушений законодательства, что подтверждено представленными в материалы дела доказательствами. При отсутствии обстоятельств, указывающих на неправомерность предписания, факт неисполнения предписания органа, осуществляющего государственный противопожарный надзор, к установленному в нем сроку, свидетельствует о наличии в действиях СНТ «Зеленый ИК» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Всем доводам заявителя жалобы, в том числе о неприменении к спорным правоотношениям пункта 8.13 СП 4.13130.2013. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288 "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в порядке, предусмотренном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, пунктом 1.1 свода правил установлено, что требования пожарной безопасности применятся к объемно-планировочным и конструктивным решениям, обеспечивающим ограничение распространения пожара при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений (п. 1.1 в ред. Приказа МЧС России от 14.02.2020 N 89).
Учитывая изложенное, доводы о том, что положения свода правил на объекты защиты, запроектированные, построенные и эксплуатирующиеся по ранее действующим нормативным документам по пожарной безопасности, не распространяются, несостоятельны.
Протокол об административном правонарушении в отношении СНТ «Зеленый ИК» составлен уполномоченным должностным лицом с участием законного представителя юридического лица в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, основании для признания протокола недопустимым доказательством в виду того, что в нем не указаны ссылки на конкретные нормативные акты, нарушение которых было установлено и в связи с чем было выдано предписание, безосновательны, поскольку установление конкретных нарушении противопожарного законодательства и проверка обоснованности их юридической квалификации не являются обстоятельствами, которые по смыслу статьи 26.1 КоАП РФ подлежат доказыванию в рамках дела, предмет которого связан с неисполнением требований выданного предписания.
Несогласие заявителя с выводами судов сводится к несогласию с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, что не является основанием для изменения (или отмены) обжалуемых судебных актов.
Порядок и срок привлечения СНТ «Зеленый ИК» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 50 Кетовского судебного района Курганской области от 08 февраля 2021 года и решение судьи Кетовского районного суда Курганской области от 18 мая 2021 года, вынесенные в отношении садоводческого некоммерческого товарищества «Зеленый ИК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу председателя СНТ «Зеленый ИК» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В.Степанов