ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4371/2022 от 30.06.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 43RS0003-01-202P006084-93

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-4371/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 июня 2022 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Д-Сервис» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Кировской области Приволжского межрегионального УГАДН от 2 ноября 2021 года № 021678, решение судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 16 февраля 2022 года, решение судьи Кировского областного суда от 13 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Д-Сервис»,

установила:

постановлением главного государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Кировской области Приволжского межрегионального УГАДН от 2 ноября 2021 года № 021678, оставленным без изменения решением судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 16 февраля 2022 года, решением судьи Кировского областного суда от 13 апреля 2022 года, общество с ограниченной ответственностью «Д-Сервис» (далее - ООО «Д Сервис», оьбщество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию с применением положений части 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества ФИО1 просит отменить состоявшиеся акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «Д-Сервис», к административной ответственности) перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее-Правила дорожного движения РФ), движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ); международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к транспортным средствам и правилами перевозки, установленными международными договорами Российской Федерации.

Частью 1.1. статьи 31 Закона № 257-ФЗ регламентировано, что движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, относящихся согласно Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.

В соответствии с частью 9.3 названного закона порядок выдачи специальных разрешений, указанных в части 1.1 настоящей статьи, включая порядок согласования маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, порядок установления постоянных маршрутов таких транспортных средств, порядок переоформления и срок действия указанных специальных разрешений, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В статье 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее - Закон № 127-ФЗ) понятие «опасный груз» определено как вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

Аналогичным образом понятие «опасный груз» определено в пункте 1.2 Правил дорожного движения РФ: вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

Пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 года № 2200 установлено, что перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ, далее также - Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов) и данными Правилами.

Согласно пункту 8.1.2.2 Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов на транспортной единице должны находиться документы, в том числе, свидетельство о допущении к перевозке, предусмотренное в разделе 9.1.3, на каждую транспортную единицу или ее элемент.

Как следует из материалов дела 21 сентября 2021 года в 11 часов 35 минут на 18 км автомобильной дороги Киров - Вятские Поляны Кировской области в ходе проведения постоянного рейда, на основании решения № 3 от 31 августа 2021 года, выявлено, что ООО «Д-Сервис» осуществляло перевозку опасного груза транспортным средством марки «KAMA3-65206-S5», регистрационный знак , с полуприцепом-цистерной марки 966611, регистрационный знак , а именно согласно товарно-транспортной накладной от 16 сентября 2021 года №16 ООП 1267 «нефть сырая» в количестве 3,8 тонны, по маршруту г. Ухта Республики Коми - г. Туймазы Республики Башкортостан, при этом отсутствовали: свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасного груза (тягача и полуприцепа- цистерны), выданные ООО «Д-Сервис».

Представленное свидетельство о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов выданы владельцу транспортного средства ООО «ИК МОС», не имеющему отношения к данной перевозке.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом результатов осмотра, обследования транспортного средства, протоколом о задержании транспортного средства от 21 сентября 2021 года, транспортной накладной, товарной накладной, специализированным разрешением, свидетельствами о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов, путевым листом, договором аренды транспортного средства и полуприцепа и другими материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Таким образом, действия ООО «Д-Сервис» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в ООО «Д-Сервис» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данный вывод основан на положениях названного Кодекса, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 года № 2200, Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов, Приказом Минтранса России от 30 апреля 2021 года 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» и совокупности собранных по делу доказательств, приказ Министерства транспорта РФ от 12 августа 2020 года № 304 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов» оснований не согласиться с выводами предыдущих инстанций не имеется.

Получение свидетельства о допуске ТС к перевозке опасных грузов является необходимым и достаточным условием для использования владельцем транспортного средства по назначению; выдача на транспортное средство свидетельства о допуске к перевозке опасных грузов подтверждает факт соответствия транспортных средств требованиям, установленным ДОПОГ, и предоставляет право на эксплуатацию транспортных средства.

В случае смена владельца, в том числе передаче транспортного средства в аренду свидетельство должно быть возвращено выдавшему их учреждению (пункт 9.1.3.3 ДОПОГ).

Под владельцем транспортного средства следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством).

Доводы, изложенные в настоящей жалобе, о том, что водитель при проверке предъявил все документы, в том числе свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов; выдача свидетельства осуществляется исключительно на транспортное средство; смены собственника или перевозчика не происходило; обязанность получения свидетельства о допуске к перевозке опасных грузов возложена на собственника, были предметом проверки и оценки суда первой и второй инстанций, обоснованно отклонены по мотивам изложенным в судебных актах.

Доводы жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, сводятся к переоценке представленных по делу доказательств, и установленных в ходе судебных разбирательств обстоятельств, и не опровергают наличие в действиях ООО «Д-Сервис» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.

Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ООО «Д-Сервис» в пределах санкции части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений части 23.2 статьи 4.1 названного Кодекса, предусмотренных для юридического лица, установленного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также характера и тяжести совершенного правонарушения, иных обстоятельств, является справедливым, отвечает целям и задачам назначения административного наказания.

При рассмотрении дела должностное лицо и судебные инстанции обоснованно не усмотрели оснований для применения статей 2.9 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не установлено таких оснований и при рассмотрении жалобы судом кассационной инстанции.

Процедура привлечения к административной ответственности не нарушена, право на защиту при рассмотрении дела соблюдено.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление главного государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Кировской области Приволжского межрегионального УГАДН от 2 ноября 2021 года № 021678, решение судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 16 февраля 2022 года, решение судьи Кировского областного суда от 13 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Д-Сервис», оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Д-Сервис» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Е.И. Матыцина

Решение05.07.2022